Кирилл Лавренюк: Мои достижения родились в научной школе нашего университета
бъявлены победители и лауреаты XIX Всероссийского конкурса научных работ молодежи «Экономический рост России». Высшая награда конкурса – премия им. Л.И. Абалкина присуждена Кириллу Лавренюку, младшему научному сотруднику Центра научных исследований, проектов и программ и ассистенту кафедры математики и моделирования ВГУЭС за работу «Экономико-математическое моделирование процесса инвестирования в человеческий капитал».
Кирилл Лавренюк – выпускник нашего университета по специальности «Математические методы в экономике». В 2015 году он окончил аспирантуру кафедры математики и моделирования по направлению «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ», подготовил диссертацию к защите.
В начале этого года его проект «Разработка методов и моделей формирования инвестиционной стратегии организации в области человеческого капитала» получил грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
В этом проекте принимают участие также аспирантка кафедры математики и моделирования Елена Лихошерст и студент 3-го курса бакалавриата «Бизнес-информатика» Егор Терещенко.
Мы попросили Кирилла Игоревича рассказать, тот ли это проект удостоен и Премии им. Л.И. Абалкина, или же это какая-то его часть?
– В рамках гранта РФФИ были заявлены определенные результаты, достижение которых означает выполнение условий гранта. Одним из результатов как раз и было исследование «Экономико-математическое моделирование процесса инвестирования в человеческий капитал», которое мы направили для участия в конкурсе «Экономический рост России».
– Расскажите, пожалуйста, какие вопросы помогает решить ваше исследование!
– В условиях жесткой конкуренции и ограниченности ресурсов одним из важнейших факторов устойчивого развития любой организации является человеческий капитал. Он является одним из главных факторов формирования и развития экономики знаний, а теория о том, что люди являются одним из основных признаков успешного функционирования организации, стала одной из основополагающих в современном менеджменте.
Современные модели управления устойчивым развитием любой организации направлены на достижение поставленных стратегических целей, что возможно только при грамотном и обоснованном инвестировании имеющихся финансовых ресурсов. Одним из приоритетных направлений инвестирования является человеческий капитал, оказывающий определяющее влияние на реализацию стратегии развития. Разделение стратегических целей между структурными подразделениями организации приводит к необходимости формирования инвестиционной стратегии и оптимального плана мероприятий, позволяющего в максимальной степени достигать целевые значения показателей стратегических задач.
В большей степени данное исследование представляет собой интерес для топ-менеджмента организации и предоставляет им некие инструменты, которые, в свою очередь, позволяют оптимально распределять инвестиции в человеческий капитал между сотрудниками по направлениям инвестирования и годам в зависимости от начальных параметров организации с учетом имеющихся экономических неопределенностей.
– Я знаю, что вы начинали разрабатывать свою теорию применительно к нашему университету. Она нашла практическое применение? В чем выразилась эффективность ваших рекомендаций?
– Для того чтобы оценить реальную эффективность данных рекомендаций, конечно, нужен временной интервал в 4-6 лет. На нашей кафедре математики и моделирования мы в условиях имеющихся ресурсов уже начали использовать эти модели. Наверное, последние выигранные гранты молодыми преподавателями кафедры и есть один из результатов выбранной стратегии. В момент существующего кризиса распределение имеющихся ресурсов особенно важно, т.к. повышает эффективность их использования и позволяет по возможности минимизировать риски.
– Вопросы эффективности использования ресурсов всегда будут ключевыми в повышении конкурентоспособности любого предприятия. Какие аспекты вы уже рассмотрели и в каком направлении будете расширять или углублять свое исследование?
– На текущий момент исследование находится в начальной точке. Был разработан ряд моделей для структурных подразделений организации (в большей степени, конечно, это касается университета), а именно: концептуальная модель изменения человеческого капитала за счет процесса инвестирования в него; многопериодная модель оптимального распределения инвестиций в человеческий капитал; динамическая модель распределения инвестиций, где большинство параметров модели задаются как вербальные (лингвистические) оценки и др. Отмечу, чтобы получить данные результаты, были созданы индивидуальные опросники для определения начального человеческого капитала отдельно взятого сотрудника, экспертные анкеты для определения большинства функциональных зависимостей моделей. Совместно с институтом Цинхуа (г. Пекин) было проведено аналогичное исследование для Китая, что позволило обосновать влияние культурно-национальной специфики на распределение ресурсов между сотрудниками и направлениями инвестирования.
При этом существует достаточно обширное поле для будущих исследований, «вспахиванием» которого занимаются, в том числе, студенты и магистранты кафедры математики и моделирования. На сегодня наиболее перспективными являются исследования, посвященные определению оптимальной структуры распределения инвестиций в человеческий капитала всей организации, формированию инвестиционной стратегии в области развития человеческого капитала региона, расширению использования аппарата теории нечетких множеств при определении инвестиционной стратегии для учета экономических неопределенностей.
Особого внимания заслуживает работа студентов 3-го курса бакалавриата «Бизнес-информатика» Егора Терещенко и Константина Николаева, которые сейчас превращают все наработки в реальный программный продукт для будущей коммерциализации данной идеи.
– Есть ли у вас заказы сторонних организаций?
– В прошлом году был один заказ, назовем его пробный, но для того, чтобы продвигать полноценную идею, надо ее привести в коммерческий вид. Отмечу, что данная идея вызывает интерес, но к ней, как и к большинству научных идей, реальный бизнес относится скептически. Как раз создать некий имидж исследованию позволяют победы в различных конкурсах.
– К чьей научной школе вы себя причисляете?
– Не хотелось бы себя причислять к какой-то научной школе, если говорить в глобальном смысле данного понятия. А если говорить про научные школы Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, то данным исследованием начинал заниматься Лев Соломонович Мазелис (он же и является моим научным руководителем). Еженедельно на базе университета у нас проводится научный семинар «Математические методы и модели стратегического управления организацией», руководителями которого являются Лев Соломонович Мазелис и Константин Сергеевич Солодухин. Именно в рамках данного семинара (не побоюсь этого слова – научной школы) и происходит модерирование и обсуждение будущих результатов.
– Что бы вы пожелали молодым ученым нашего университета?
– Прежде всего, для успехов науки нужно, чтобы она была основным делом жизни. Наукой нельзя заниматься от случая к случаю. Она требует постоянного внимания. Если обстоятельства не позволяют вести исследовательскую работу, следует находить время для чтения литературы по своей специальности, следить за развитием избранной отрасли знания. В науке нельзя размениваться на множество отдельных проблем. Наоборот, следует выбрать не более двух-трех вопросов, которые вас наиболее глубоко интересуют, и заниматься ими систематически. Конечно, лишь немногим счастливцам удаётся сразу выбрать себе интересную тему. Тут очень важен совет руководителя, внимательное изучение тенденций развития науки, опыта производства, что почти всегда подсказывает не только актуальную тему, но и пути её разработки. Чем раньше молодой исследователь определился со своей главной темой, тем больше он успеет в ней сделать. Не спешите с выводами. Чем оригинальнее выводы, тем более тщательного обдумывания они требуют, тем прочнее должна быть их эмпирическая основа.
Не бойтесь признавать свои ошибки. Учёный, который настаивает на своих заблуждениях, не только смешон, но иногда и прямо опасен. Но если вы убеждены в своей правоте, имейте силы отстаивать свою точку зрения. Однако делать это нужно по-научному – собирать дополнительные данные, проводить дополнительные исследования, искать новые подходы для выяснения спорных вопросов. Советуйтесь не только со старшими, но и со своими сверстниками, с товарищами по работе. Наука – это коллективное творчество. Даже гений не может сделать того, на что способен коллектив. Гений в науке – это тот, кто сумеет обобщить результаты творчества коллектива, не только того, в котором он непосредственно работает, но и труды огромного коллектива своих предшественников. Никому ещё не удавалось постичь истину в последней инстанции, но каждый учёный в своей отрасли способствует приближению к ней.
Желательно ещё в студенческое время попробовать себя в науке, убедиться, что научная работа нравится, проведение исследований увлекает. Тогда научная работа всегда будет интересной и желанной, появится тема весомого исследования, а за ней – и признание, и карьерный рост, и хорошо оплачиваемые востребованные экономикой исследования.
Я хотел бы пожелать молодым ученым нашего университета при любой экономической ситуации искать точки приложения своих сил в науке, дерзать, творить и, возможно, совершить прорыв в науке, стать автором научного открытия и быть прижизненно признанными, как сэр Исаак Ньютон, которому благодарное человечество посвятило строки: «…Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого».