Геннадий Лазарев: «Хороших юристов много не бывает!»

Геннадий Лазарев: «Хороших юристов много не бывает!»

Президент ВГУЭС – о  выборе профессии, качестве образования и образованном обществе

– Геннадий Иннокентьевич, всегда с особой радостью прихожу во ВГУЭС. Он напоминает мне родной ДВГУ, которого, увы, больше нет, а новая вузовская структура совсем не похожа на альма-матер. А вот ваш университет представляется очень уютным, удобным – для учебы и для жизни.

Спасибо за теплые слова. Мы все очень стараемся, чтобы наш вуз выглядел достойно по всем позициям. Логика простая: сделать так, чтобы человеку было максимально комфортно в университете, чтобы все было под рукой – от учебных аудиторий до театра. На территории ВГУЭС расположены многочисленные кафе, общежития, торговый центр, великолепный спортивный комплекс «Чемпион», современный медицинский центр «Лотос»… Проще сказать, чего у нас нет.

– Знаю: у вас нет сессий!

–  Да, с сессиями мы покончили. Во-первых, из-за сессий теряется драгоценное время – 4,5 месяца за три года обучения. Во-вторых, студентов сессия расслабляет: пришел, сдал и … благополучно забыл. И дальше все, как в песне: от сессии до сессии живут студенты весело.

Вот почему во ВГУЭС мы создали такую систему, которая требует  учиться каждый день, без перерывов, скидок и льгот. Так мы готовим своих студентов к суровым реалиям жизни. Наши ребята с первого курса понимают, что ходить на занятия, как и на работу, нужно обязательно и ежедневно. Причем, не просто присутствовать на учебном или рабочем месте,  а выдавать результаты: сегодня, сейчас, иначе ничего не добиться – ни в профессии,  ни в карьере, ни в жизни.

Отсутствие сессий – не единственная фишка ВГУЭС. В отличие от некоторых других университетов, у нас есть четкая стратегия развития, суть которой – усиление конкурентоспособности вуза, повышение качества образования. В стратегии все четко прописано, как и за счет чего этого достичь. А главный смысл в том, что мы должны так хорошо учить наших студентов, чтобы после окончания университета они были востребованы на рынке труда. К слову, 95 процентов выпускников ВГУЭС находят работу в первый год после выпуска.

На этот, прямо скажем, большой успех работает еще одна университетская фишка – практико-интегрированное обучение. К этой модели обучения  большинство российских вузов, в том числе самые известные, только-только присматриваются, а мы уже вовсю используем. ВГУЭС первым среди дальневосточных вузов три года назад перешел на трехлетнее теоретическое обучение: первые три  курса студенты в полном объеме госстандарта изучают теорию, а на четвертом всем составом отправляются на 8-месячную практику в качестве штатных сотрудников на предприятия Приморья. Опыт показывает, что каждый второй  выпускник ВГУЭС, получив диплом, идет работать в ту компанию, где он ранее проходил практику.

– «Юношам, обдумывающим житье», а также их родителям стоит взять это на заметку. В наше время поступить практически в любой университет не трудно (было бы желание и финансовые возможности!), гораздо сложнее найти работу после окончания вуза.

– Это для всех сложно, но поскольку наши студенты начинают заниматься своим трудоустройством на год раньше, уже после третьего курса, у них потом больше шансов найти работу. Предприятию выгодно взять в штат вчерашнего практиканта, который за восемь  месяцев работы в коллективе успел приобрести хороший практический опыт,  имеет приличную теоретическую базу, способен выстраивать нормальные личностные коммуникации. Последнее обстоятельство представляется мне не менее важным. Дело в том, что мы в университете пришли к очень серьезному выводу: современная молодежь испытывает трудности с коммуникациями, не умеет работать в команде, не умеет дискутировать, не умеет  улыбаться. Диагностировав проблему, взялись за «лечение» и ввели специальный курс коммуникаций для студентов.

Вот вам еще одна фишка ВГУЭС и ответ на вопрос, почему наши студенты практически все находят работу. Хорошая теория, хорошая практика, умение общаться с людьми – что еще нужно, чтобы заинтересовать работодателя?! При выборе между молодым специалистом с традиционной вузовской подготовкой и выпускником ВГУЭС, у которого помимо теории, есть реальная практика, разумеется, предпочтение будет в нашу пользу.

Возвращаясь к теме качества высшего образования, хочу сказать об оплате труда профессорско-преподавательского состава. Для нашей страны – это вечная проблема, от которой напрямую зависит качество образования. Кто бы что ни говорил, но если людям платят копейки за труд, то они так и работают – на копейку. Пока в российских вузах одни делают вид,  что платят, другие делают вид, что работают. Я убежден: невозможно за 20-30 тысяч рублей заставить преподавателя, что называется, гореть на работе, качественно учить детей.

– Это же сплошь и рядом в нашей стране! Элита общества – профессорско-преподавательский состав получает прискорбно низкое жалованье.

– Так относиться к высокопрофессиональным кадрам – абсолютно неправильно, более того, аморально! Но мы за страну не отвечаем. А вот ВГУЭС – это наша личная ответственность – ректора Татьяны Терентьевой и моя как президента, и еще – нашей команды управленцев.

– ВГУЭС – ваша маленькая страна?

 – Красиво звучит, но не точно. На самом деле мы всего лишь небольшой университет: у нас учится 17 000  человек. Но для ВГУЭС количественный рост любых показателей никогда не был главной целью, на первом плане – качество. И я абсолютно убежден: чем выше уровень заработной платы преподавателя, тем выше качество образования в вузе. Эта очень  простая аксиома является частью стратегии развития ВГУЭС.

Средняя заработная плата преподавателей нашего университета сегодня составляет 60-65 тысяч рублей. Да, это не самая высокая зарплата, но она почти вдвое (в 1,9 раза) выше средней по региону. При этом  результативность наших преподавателей выше, чем других вузах, что подтверждается нашим макро-регулятором в лице Министерства образования и науки России.

Кстати, с каждым годом учиться во ВГУЭС приходит все больше ребят с высоким баллом ЕГЭ, а также победителей многих олимпиад. К нам поступают очень интересные, умные, творческие люди. Это еще один, самый понятный и, можно сказать, народный показатель высокого качества обучения в университете.

– Геннадий Иннокентьевич, как вы относитесь к тому, что вузам собираются снизить госзаказ на подготовку юристов и экономистов,  которых, говорят, уже девать некуда?

 – Категорически не согласен, что экономистов и юристов у нас слишком много. Напротив, их катастрофически не хватает, но только не хватает хорошо образованных, высококвалифицированных. Если страна намерена строить экономику и правовое государство, как это можно сделать без юристов и экономистов?! Или тогда надо признать, что мы ничего не строим, никакой инновационной экономики, и нам образованное общество, что пятая нога.

Невозможно поднять экономику и построить правовое государство без высокообразованных и высокопрофессиональных юристов и экономистов.

Сотрудники Высшей школы экономики недавно провели исследование и выяснили, что в России самая высокая отдача от юридического, экономического и технического образования. Вот вам профессиональный ответ: нужны ли нам сегодня юристы. У нас нет другого выхода, как поднимать общий уровень образованности, готовить высококвалифицированные кадры, которые будут поднимать страну.

– Геннадий Иннокентьевич, какую профессию вы бы посоветовали выбирать будущим абитуриентам?

 – Советы – дело неблагодарное. Здесь надо учитывать способности самого ребенка, понимать, какой у него тип мышления, определить, кто технарь, кто гуманитарий, не так легко, как кажется.

Но я бы не стал зацикливаться по этому поводу. Если ребенок выучится и потом не захочет по этой специальности работать – да ради бога! Это нормально, когда человек за свою трудовую биографию два-три раза, а бывает и чаще, меняет направление деятельности. Я, кстати, был строителем, потом возглавил вузовскую кафедру, защитил докторскую диссертацию, дошел до проректора, ректора, теперь президент. Это все нормально.

Если говорить о личных предпочтениях, то выбрал бы менеджмент. И пусть сейчас об «эффективных менеджерах» упоминают больше в ироничном смысле, все равно менеджмент остается одним из самых перспективных направлений. Толковые управленцы всегда востребованы. Зная науку управления, умело используя ее на практике, можно очень многого достичь.

На мой взгляд, управление – это совершенно особая область человеческой деятельности: многогранная, интеллектуальная, креативная.  Это искусство и, отчасти, дар божий.  Конечно, идеальный вариант, когда человек от природы расположен к управлению  и идет учиться соответственно своему предопределению. Но можно ведь и развить в себе эти качества.

Я, например, всю жизнь учусь. И мне всегда интересно не просто руководить, а принимать эффективные решения, думать над тем, как что-то новое создать и как это реализовать на практике.

– А во ВГУЭС можно выучиться «на  Лазарева»?

 – Вот «на Лазарева» не знаю! (улыбается). А на хорошего управленца – запросто! У нас есть из чего выбрать и по другим специальностям: во ВГУЭС 145 образовательных программ высшего и среднего профессионального образования. Ждем новых абитуриентов.

Авторы публикации