Андрей Голобоков: Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки

28 декабря 2016 Наука
Андрей Голобоков: Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки

Анализ международных рейтингов THE, QS, RUR и т.д. показывает, что азиатские учебные заведения с каждым годом набирают обороты и стремятся составить конкуренцию мировым грандам из США и Европы. Лидером среди азиатских исследовательских вузов выступает Китай, где этот индекс (R&D) увеличивается в среднем на 18% в год. Так, в 2015 году три новых китайских университета попало в рейтинг THE, и по суммарному результату (18 вузов) Китай все ближе подступает к Японии.

Исследования McKinsey Global Institute неоднократно приходили к выводу, что менеджеры по персоналу рассматривают только 10% китайских выпускников-инженеров в качестве потенциальных кандидатов на трудоустройство, в то время как для США данный показатель достигает 81%. В свою очередь, стратегии китайских вузов, направлены, в первую очередь, на привлечение лучших абитуриентов и, как следствие, на повышение конкурентоспособности своих выпускников на международной арене.

Китайские вузы привлекают студентов значительным субсидированием обучения за различные достижения, недорогим проживанием на территории кампуса и предоставлением необходимой научно-исследовательской базы. Коренным отличием от западной системы образования в КНР является подход к изучению студентами китайского языка, на котором ведутся все основные образовательные программы вузов и который выступает в качестве инструмента молодежной политики.

До 2012 года независимая рейтинговая оценка вузов Китая строилась на основе соответствия критериям в соотношении к 100%: общая эффективность вуза (20%), возможности преподавания на разных языках (15%), сервис для иностранных студентов (15%)  и их удовлетворенность обучением (20%), международное влияние (10%) и перспективы работы (20%). В настоящее время рейтинг формируется из других показателей, каждый из которых оценивается от 0 до 100: инфраструктурные затраты, исследования и  инновации, международная репутация, студенческая политика, обучение и образование. По этим параметрам показатели китайских центральных и региональных вузов в целом совпадают с целевыми ориентирами реформирования российской системы  высшего образования.

Стратегии высших учебных заведений КНР ориентированы на несколько ключевых проектов. Это, во-первых, Проект 211, разработанный Министерством образования КНР в 1995 году, согласно которому в КНР отобрано около 6 % наиболее важных (ключевых) вузов по подготовке элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах. Другой Проект, 985 направлен на развитие системы высшего образования и выведение на мировой уровень несколько ведущих университетов Китая при сотрудничестве с региональными правительствами. Ее суть заключается в совместном финансировании деятельности университетов Министерством образования КНР и правительствами провинций и городских агломераций.

Группа

критериев

Ключевые вузы по подготовке элитных специалистов

Узконаправленные вузы, не вошедшие в Проекты

Вузы отдаленных от центра регионов

Образовательная политика

Глобальная конкуренция вуза в мировом образовательном сообществе, более 50% абитуриентов-высокобальников приоритет - подготовке кадров высшей квалификации

Ориентация на инфраструктуру, обучение в малых группах,

до 60% студентов - учащиеся вечернего отделения, совмещающие работу с учебой

Подготовка специалистов для ключевых отраслей региона,

Обучение преподавателей по работе с современной техникой

Исследовательская деятельность и инновации

Исследовательские программы по новым методам преподавания, команды специалистов, получивших образование за границей

Прикладные исследования и разработки, выбор базовой  дисциплины для региональных научных исследований

Исследования в приоритетных для региона областях, включая приграничные

Молодежная политика

Субсидирование обучения за различные достижения, недорогое проживание на территории кампуса,

Большое количество студенческих обществ

Ориентация на эмигрантов, студентов из Гонконга, Макао, иностранцев, подготовка китайских студентов к учебе за границей

Дотации выходцам из бедных семей,

стипендиальные программы от Госсовета и местных властей

Связь с регионом

Сеть научных технопарков, прямые договоры о сотрудничестве, ориентация исследовательских центров на ПИО

Ориентация на международные программы, центры исследований и

и профильные вузы соседних стран

Обучение местным диалектам на всех ступенях образования, в т.ч. разработка ПО и бесплатные курсы

Предпринимательская политика

Обширная сеть вторичных учреждений по оказанию услуг на территории кампуса

Услуги по прохождению практики и проведению научных исследований, бизнес-планы на заказ

Креативные идеи студентов, создание в рамках вузов малых бизнес-предприятий

Метод определения общих элементов стратегий региональных вузов отличается предварительным выделением групп критериев оценки, к числу которых относятся: образовательная политика; исследовательская деятельность и инновации; молодежная политика;  связь с регионом; предпринимательская политика и др.

Образовательная политика вузов, относящихся к числу региональных и находящихся в отдаленных от центра регионах (Тибет, Синьцзян, провинции Ганьсу, Цинхай и Сычуань)  во многом опирается на подготовку специалистов для ключевых отраслей региона. Например, Синьцзянский университет сосредоточен на реализации программ государственного управления, инженерии и правоведения. Из 50 тыс. выпускников около 40% - слушатели краткосрочных курсов. Особенностью некоторых вузов, находящихся за пределами ТОП-100 является то, что более 60% студентов - учащиеся вечернего отделения, совмещающие работу с учебой.

Стратегии региональных вузов сближает повышение внимания к роли молодых преподавателей в возрасте до 45 лет, составляющих большинство ППС, использование новых методов преподавания, а также привлечение ученых, получивших образование за границей. Один из ключевых аспектов направлен на мотивирование работы преподавателей в отдаленных и сельских районах (Хунань, Сычуань, Тибет, Синьцзян).

Авторы публикации

Персоны