Выпускная квалификационная работа "Формула Теплюка" студентов направления "Телевидение" была презентована на Дальневосточном медиасаммите в июне 2023 года и получила высокие оценки участников премьерного просмотра, руководства университета, коллег и всех, кто знал, учился у Валерия Теплюка или работал с ним.. И до сих пор мы получаем отзывы об этом фильме, один из которых сделал Евгений Козуб, выпускник отделения журналистики ДВГУ 1975 года.
Ценность каждой творческой реализации – и романа в несколько томов, и такого как этот 40-минутный документальный фильм определяется в их способности стимулировать личные ассоциации и воспоминания читателей и зрителей - пишет Евгений Козуб.
Так и случилось со мной. Хотя, признаюсь, при первых титрах: «80-летию Валерия Теплюка посвящается» зародилось сомнение: не будет ли это очередной панегирик «с прогибом», каких немеряно развелось на разных экранах.
Но с каждым кадром, каждым комментарием, каждым архивным документом этого фильма передо мной все детальнее проявлялся яркий, непростой, но именно живой человек. Несмотря на то, что его уже четверть века нет с нами. И которого я хорошо знал лично, но теперь, благодаря этому фильму, знаю еще ближе.
Первое, чему я научился от него: журналист – это никакой не «солдат партии». Несмотря на то, что именно такая роль «на подпевках» жестко внушалась тогда студентам некоторыми преподавателями отделения журналистики ДВГУ и редакторами многих тогдашних (и, как теперь вижу, нынешних) СМИ.
Самое необычное, но самое важное для меня – то, что так говорил мне, начинающему журналисту, почти полвека назад не просто Валерий Михайлович Теплюк, а заведующий сектором печати краевого комитета КПСС. То есть, он находился в должности, основным направлением которой являлась жесткая укладка идеологических «рельсов», по которым обязаны были двигать свои публикации и сюжеты все журналисты - без тени сомнения.
А Валерий Михайлович Теплюк, учил нас, журналистов, именно сомневаться. Потому что сомнение, в противовес самоуверенности – это двигатель реализации и прогресса. И собственного, профессионального, и тех, кто читает, смотрит и слушает то, что предлагают (но не навязывают) им журналисты.
Помню свое первое сомнение, которым я поделился с Валерием Михайловичем на заре моей профессиональной биографии. Я, тогда молодой и немного наивный заместитель ответственного секретаря газеты «Красное знамя», был обязан не только составлять макеты газетных номеров и обеспечивать своевременный выход газеты в свет. Но и привозить перед отправкой в типографскую печать готовые оттиски газеты на детальный просмотр и обязательную визу в цензорское управление, которое тогда находилось в здании напротив Дома офицеров флота.
Однажды, набравшись смелости, я спросил Теплюка: зачем вообще нужна эта ежедневная цензура, если у газеты есть главный редактор? И получил ответ, который помню до сих пор. Он – во всегда присущих Валерию Михайловичу одновременных точности и образности: «Сейчас так установлено. Но ты же занимаешься спортом. Вот и представь, что находишься на трассе лыжного слалома, и перед тобой – препятствия, которые тебе предстоит обойти. Так совершенствуй же свое мастерство, чтобы сделать это максимально профессионально».
Именно поэтому я еще через десяток лет, будучи уже заведующим отделом пропаганды редакции газеты «Красное знамя» с ее третьим в стране тиражом в 450 тысяч экземпляров среди региональных газет и с собственными немалыми полномочиями влияния и манящими дальнейшими кадровыми перспективами принял решение резко изменить свою журналистскую дорогу.
Хотя, конечно, можно было бы продолжать врать, увязая в брежневском и постбрежневском глухом застое, о неизбежной победе коммунизма и о нерушимом единении партии и народа. И говорить, оправдывая себя, как некоторые коллеги сейчас, что не всё так однозначно.
Но я уволился из давшего мне путевку в профессиональную жизнь и дорогого мне «Красного знамени», подал заявление, прошел творческий конкурс и был принят на работу собственным корреспондентом по Дальнему Востоку и Юго-Восточной Азии всесоюзной газеты «Советский спорт» - напрочь лишенной всякой партийной пропаганды. Где с успехом проработал семь лет и до сих пор считаю этот свой поворот единственно верным.
Кстати, и Валерий Михайлович Теплюк на тот момент уже не являлся редактором «Красного знамени», став первым деканом организованного при его живейшем участии факультета журналистики ДВГУ.
А ближе к середине 90-х я - уже без всякого сомнения перешел из «Советского спорта» в только что организованную тогда во Владивостоке телекомпанию РВК – первое СМИ на Дальнем Востоке (а возможно и во всей стране) с участием иностранных соучредителей.
Я сделал это потому, что одним из организаторов и первым президентом РВК стал Валерий Михайлович Теплюк. И это было гарантией немыслимой по тем (да и по нынешним) временам свободы журналистского творчества. Возьму на себя смелость сказать, что до сих пор, спустя четверть века, зрители помнят уникальные по тем временам программы РВК – «Монитор», «Ночные новости», «25-й кадр», Сталкер». И переводные – «Симпсоны», например.
Не могу не сказать и о том, что в этом фильме меня поначалу резко, до полного неприятия царапнули оценки личности Теплюка со стороны некоторых комментаторов: «Всё, чем он занимался, осталось в том времени»; «Сегодня Теплюк может показаться поросшим мхом и пылью»…
Но я быстро осадил эти свои эмоции. Ведь именно наличие в сюжетах, репортажах, «круглых столах» разных, порой полярно противоположных мнений было главным профессиональным кредо Теплюка. Журналистика ни в коем случае не должна быть однобокой пропагандой. А выводы зритель, слушатель, читатель должен иметь право сделать сам.
И здесь тоже еще одна ценность этого документального фильма.