Газета "Поиск" - Задача на сложение. Университеты сервиса суммируют потенциал.

2 июня 2010

Новое объединение призвано координировать процессы подготовки кадров для отрасли в разных регионах. Необходимость в этом назрела: сегодня более 150 вузов выпускают специалистов по обслуживанию населения, причем часть из них открыла эти направления сравнительно недавно, чтобы соответствовать статусу университетов.

Газета

Наша газета уже рассказывала о создании и первых шагах национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервисного профиля. Новое объединение призвано координировать процессы подготовки кадров для отрасли в разных регионах. Необходимость в этом назрела: сегодня более 150 вузов выпускают специалистов по обслуживанию населения, причем часть из них открыла эти направления сравнительно недавно, чтобы соответствовать статусу университетов. Вот специализированные вузы и решили взять инициативу в свои руки. Кроме стратегических задач у консорциума есть и вполне конкретные - технологическое и кадровое обеспечение таких глобальных событий, как Саммит стран АТЭС в 2012 году, Универсиада-2013 в Казани и Олимпийские игры 2014 года в Сочи.

Вполне понятно и логично стремление вузов сервиса навести элементарный порядок в кадровом наполнении отрасли, которую прежде не ругал только ленивый, а сегодня все чаще называют желанным островом стабильности в неутихающем море кризиса. Увы, на этом острове явно не хватает профессионалов.

Консорциум берет на себя ответственность за многоуровневую подготовку специалистов для динамично развивающейся “индустрии хорошего настроения”. Он объединяет вузы, в которых обучаются 107 тысяч студентов и работают 3,3 тысячи преподавателей, из них 64% имеют ученые степени. Это ли не свидетельство профессионализма?

География участников - от Владивостока до Санкт-Петербурга. Они наметили около 30 направлений сотрудничества: от разработки и реализации инновационных проектов до организации обменных поездок студентов с целью расширения их кругозора. Фактически создается отраслевой сетевой университет, и этой сетью охвачена вся страна. Формируется гигантское образовательное пространство; законы, по которым оно будет жить, рождаются на наших глазах, в полном соответствии с новыми механизмами саморегулирования деятельности вузовских комплексов. (Напомним, что, согласно российскому законодательству, консорциум не является юридическим лицом, а входящие в него вузы юридическую самостоятельность сохраняют).

Разработаны нормативные документы по функционированию консорциума: миссия, устав, положения о научно-образовательных структурах всех уровней. На разных стадиях готовности - проекты положений об академической мобильности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава, о Попечительском, Наблюдательном и Ученом советах, о координационном центре содействия трудоустройству выпускников, о Государственной аттестационной комиссии и других органах управления.

Эта, с виду бумажная, работа по сути означает инвентаризацию ресурсов и потребностей. Вузовские команды планируют не только численность студентов, но и общий объем НИР-ОКР, выпуск наукоемкой продукции и оказание услуг по дополнительному профессиональному образованию. Готовятся прогнозы потребности в специалистах разного профиля на среднесрочную (до 2015 года) и долгосрочную (до 2020 года) перспективу, с учетом социально-экономического и инновационного развития регионов. При этом разработчики отдают себе отчет в том, что по результатам анализа часть направлений подготовки кадров придется закрыть или передать вузам-партнерам. Принимаются в расчет и новые возможности: расширение баз студенческой практики или, скажем, прирост оцифрованных единиц хранения в формируемой единой электронной библиотеке.

Ответственность за общественно-государственную экспертизу качества образования для поистине услужливого сервиса тоже берет на себя консорциум. Поэтому в ближайших планах - создание на его основе (с участием работодателей) саморегулируемой профессиональной организации, в поле зрения которой будет соблюдение образовательных и профессиональных стандартов в многоуровневых университетских комплексах.

Сейчас идет апробация модели новой образовательной структуры, поэтому не только ректоры-инициаторы, но и проректоры по научной, учебной работе часто встречаются в разных точках страны. Пример тому - недавнее заседание совета консорциума в Санкт-Петербурге. На нем активно обсуждался проект создания на базе консорциума Федеральной инновационной площадки для сетевого взаимодействия университетов сервиса. А вскоре этот проект был успешно представлен в Министерстве образования и науки РФ.

Создание консорциума и придание ему статуса Федеральной инновационной площадки официально поддержали: полномочный представитель Президента РФ в СЗФО И.Клебанов, президент Республики Башкортостан М.Рахимов, и.о. мэра Омска В.Потапов, председатель Думы городского округа Тольятти А.Пахоменко, мэр Тольятти А.Пушков, заместитель председателя Законодательного собрания Ростовской области Е.Шепелев, заместитель главы администрации Ростовской области А.Бедрик, и.о. губернатора Приморского края А.Костенко, глава Владивостока И.Пушкарев. Среди заявивших о поддержке структур: Законодательное собрание Приморского края (председатель - В.Горчаков), Министерство образования и науки Самарской области (министр - Д.Овчинников), администрация Кавказских Минеральных Вод (руководитель - В.Вышинский), Министерство общего и профессионального образования Ростовской области (министр - И.Гуськов).

Профессор Александр ВИКТОРОВ, председатель совета консорциума, ректор Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики:

- Начну с очевидного. Студенты входящих в консорциум вузов получают беспрепятственный доступ к открытым образовательным ресурсам, что способствует мобильности учащихся, которой пока остро недостает даже в образовательном пространстве одного города. (Кстати, в городе на Неве Совет ректоров приступил к разработке проекта “Петербургская мобильность”). Необязательно иметь одинаковые дисциплины в нескольких вузах, можно создать методическую базу в одном из них и вести обучение силами преподавателей разных учебных заведений. При этом берем на заметку профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт работы на производстве.

В свою очередь, чем выше мобильность студента, тем строже требования к организации и содержанию учебного процесса, к методике и технике дистанционного образования. Если предоставить студентам право выбора преподавателей, читающих аналогичные курсы, как это практиковалось в конце 1980-х годов, плохие лекторы останутся без дела. Только принятый в европейских странах модульный принцип обучения дает студенту полную академическую свободу. Мы в своем университете так выстраиваем учебный процесс, чтобы обеспечить четырехмесячную практику по ряду специальностей (туризм, связи с общественностью, гостиничное дело, ресторанный бизнес). Подписали с зарубежными вузами родственного профиля соглашения, предусматривающие выдачу двойных дипломов.

Наш университет (как и ряд других, входящих в консорциум) - сетевой, в его структуре восемь учебных институтов, охватывающих весь диапазон специальностей сферы услуг, и 11 крупных филиалов. Главы регионов, в которых они расположены, поддерживают идею университетских комплексов, понимая их значение для развития территорий.

В большинстве развитых стран на разработку технологий и научные исследования в сфере обслуживания выделяются огромные средства. В России они финансируются по минимуму, поскольку эта сфера традиционно считается нетехнологичной. Это глубокое заблуждение, которое надо преодолевать совместными усилиями и при поддержке партнеров. Одна из возможностей - создание фондов целевого капитала. Другая - привлечение бюджетных средств, в том числе на состязательной основе. Так, мы готовим предложения о том, чтобы разрешить консорциумам наряду с другими образовательными структурами участвовать в конкурсах, как это сделано в Финляндии. Например, на звание национального исследовательского университета. У нас это пока возможно лишь по поручительству - один университет выступает в конкурсе от имени всего консорциума, остальные участники являются соисполнителями.

Геннадий ЛАЗАРЕВ, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса:

- Особенность нашей страны в том, что в ней постоянны только перемены. Сейчас речь идет об укрупнении университетских структур сверху. Мы, ректоры вузов сервиса, обеспокоены тем, что при воплощении этой в принципе правильной идеи вместе с водой выплеснут и ребенка, то есть будет разрушена система подготовки кадров для нашей отрасли. Потому и решили упредить предстоящие преобразования: обновить и тем самым сохранить систему много-уровневой подготовки кадров для сферы услуг.

Главное отличие создаваемой площадки от прочих - сетевой принцип ее деятельности. За счет современных информационных технологий мы можем решать задачи, находясь в разных концах России. Принято считать, что Владивосток - это окраина, а на самом деле солнце встает на востоке и с востока начинается наша страна. Здесь реализуется ряд проектов, по которым о нас будут судить во всем мире, в первую очередь Саммит АТЭС в 2012 году. Для его проведения потребуются кадры разного уровня - с начальным профессиональным образованием, средним и высшим. И мы готовы применить самые современные технологии их подготовки, освоенные, скажем, в Петербурге или в Омске.

Лев ШТРИПЛИНГ, и.о. ректора Омского государственного института сервиса:

 

- От нас до Владивостока шесть часов полета. Следующий ближайший к нам профильный вуз - в Уфе, но туда из Омска самолеты не летают, а поезд идет больше суток. Но вовлеченность в консорциум сближает. Входящие в него вузы не конкуренты друг другу, мы будем действовать с обоюдной пользой, что позитивно отразится на качестве образования. И в этом альянсе наш институт не выглядит бедным родственником благодаря серьезным научно-методическим наработкам по ряду направлений сервиса. Так, омская школа дизайна - это одно из наших ключевых направлений подготовки - известна во многих регионах России, где работают ее питомцы. Мы с коллегами из других вузов уже договорились о сотрудничестве в научной сфере, в частности о совместной подаче заявок на проекты. Проректоры по учебной работе обсуждают образовательные стандарты третьего поколения. Наши студенты недавно вернулись из Петербурга, где коллеги из ГУСЭ устроили им теплую встречу.

Уверен, нас ожидает успех. Потому что успех в любой области определяется кадрами. А вузы сервиса готовят кадры для малого и среднего бизнеса, который определяет качество жизни, стабильное развитие экономики, и потому устойчивы по определению. Возможно, это прозвучит громко, но мы создаем устойчивую опору существования нашего государства.

Александр ДЕГТЯРЕВ, ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса:

- Раньше представление о нашей отрасли было предельно простым: быт да общепит. Сегодня известны около 4 тысяч видов услуг! Не случайно в ходе переписи населения 2000 года Владимир Путин, отвечая на вопрос анкеты, сказал, что работает Президентом России, а по роду деятельности оказывает УСЛУГИ НАСЕЛЕНИЮ. Наши вузы готовят специалистов именно по оказанию услуг: банковских, страховых, туристических, гостиничных, транспортных, санаторно-оздоровительных. По каждому из этих направлений достигнут впечатляющий прогресс и сохраняются огромные резервы роста.

Последние 20 лет мы занимались тем, что меняли психологию людей, и сегодня уже мало кто вспоминает о муках бытового обслуживания. Все хотят ощущать себя комфортно 24 часа в сутки. Обеспечить этот комфорт, работая в старой системе координат, уже невозможно.

Инновационная площадка консорциума дает возможность живого обмена научно-педагогическим опытом, а значит, взаимообогащения. Еще один плюс - выход на международные рынки. Известно, что зарубежные вузы формируют для их освоения мощных образовательных “монстров”, и лишь консорциум российских вузов составит им достойную конкуренцию.

На этой площадке мы постараемся интегрировать в образовательные программы все лучшее, что накоплено вузами сервиса. При этом каждый из них готовит кадры, главным образом, для своего региона, с учетом его особенностей. Скажем, наши выпускники наделены навыками и умениями, необходимыми для коммуникации в среде национальной республики. Россия многообразна, и сохранение уникальности вузов в формате консорциума не просто желательно, а жизненно необходимо.

Лидия ЕРОХИНА, ректор Поволжского государственного университета сервиса:

- В развитых странах доходы в сфере сервиса составляют до 70% внутреннего валового продукта. К сожалению, в России эта доля существенно меньше. Наши вузы призваны готовить специалистов, способных определять опережающее развитие российской экономики в XXI веке. Конечно, модернизировать систему сервисного образования (да и любого другого!) за один день невозможно. Рассчитываем, что консорциум просуществует как минимум 10-15 лет и в течение этого времени под его эгидой будут рождаться инновационные программы подготовки специалистов и разрабатываться механизмы взаимодействия вузов.

Проблема в том, что услуга имеет двойственный характер. С одной стороны, надо ее произвести, что технологически бывает очень сложно, а с другой - качественно обслужить клиента. Эти вещи неразрывно связаны, хотя их соотношение может меняться. Сегодня, к примеру, торговля - это на 80% культура обслуживания. Туризм - приблизительно тоже. О качестве обслуживания говорит тот факт, что, к примеру, в Поволжском регионе около 90% занятых в сфере оказания туристических услуг не имеют профессионального образования. Но, разумеется, каждый считает себя специалистом в этой сфере!

Поэтому важно защитить от разрушения с таким трудом создававшуюся систему образования в области сервиса. За многие годы буквально по крупицам созданы оригинальные методики подготовки специалистов, организованы базы стажировок студентов и преподавателей, в том числе за рубежом, выполнены научные исследования и разработки, ждущие применения в экономике. Нельзя допустить, чтобы это достояние было утрачено в одночасье. Мы как раз полагаем, что консорциум позволит консолидировать интересы вузов и оптимизировать систему сервисного образования в стране.

 Николай ПРОКОПЕНКО, ректор Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса:

 - Особенность сервисного образования - невероятная популярность среди молодежи. По данным Минобрнауки, в прошлом году конкурс в вузы сервиса был самым большим. На мой взгляд, главная причина - востребованность выпускников: у них есть работа, их будущее связано, как правило, с малым бизнесом, более жизнеспособным, чем крупный.

 Однако фоном этой популярности остается затяжной демографический спад. В ближайшие годы мы должны работать в условиях резкого сокращения числа абитуриентов, памятуя, что нехватка специалистов для этой гигантской отрасли может стать серьезным тормозом в ее развитии. Как мы решаем эти проблемы?

 Минувшим летом наш вуз, расположенный в городе Шахты Ростовской области, успешно прошел госаккредитацию и, несмотря на ужесточившиеся требования, подтвердил статус университета. Мы также выполнили контрольные цифры по набору студентов. Конечно, в небольших городах обеспечить качественный набор сложнее, чем в мегаполисе, особенно в новых реалиях приема по результатам ЕГЭ. В этом плане университетские комплексы показали запас прочности, потому что в их структуре всегда есть профессионально сориентированные выпускники колледжей, лицеев, желающие получить высшее образование. Совместный анализ конкурсной ситуации, взаимодействие профильных вузов, даже находящихся в разных регионах, даст им дополнительный ресурс для выживания, повысит академическую мобильность студентов и преподавателей, позволит предлагать крупные корпоративные проекты бизнесу.

Вуз имеет четыре довольно сильных филиала: порядка трех-четырех тысяч обучающихся в Ростове, Ставрополе, Волгодонске, а также в Кавминводах. Так что к сетевому взаимодействию в рамках консорциума готовы и провинциалами себя не считаем. Что касается дистанционного обучения: не все знают, но вузы сервиса весьма продвинуты в области информационных технологий. К сожалению или к счастью, имидж вузов складывается годами. Но если заглянуть в ежегодный справочник по вузам России, то окажется, что по относительным показателям вузы сервиса работают значительно лучше и интенсивнее, чем многие технические и гуманитарные. Тем опаснее, если нас присоединят к техническим университетам, чтобы дать им возможность “подкормиться”. При этом качество подготовки специалистов для сферы услуг необратимо пострадает.

Поэтому мы однозначно за консорциум!

Сайт газеты "Поиск"