Команда туристического клуба «Сплав» ВГУЭС совершила увлекательный поход по реке Ток

3 августа 2012 Жизнь вуза

Команда туристического клуба «Сплав» ВГУЭС под руководством доцента кафедры физкультурно-оздоровительной работы, заслуженного путешественника России Геннадия Карикова совершила интересный и сложный поход по северу Амурской области. Наши спортсмены в 2009 году уже проходили этот маршрут, но в университете за четыре года появилось много новых ребят, которые хотели утолить жажду путешествий.

В этом году костяк команды составили студенты третьего курса и абитуриенты, поступающие в наш университет. В этом нет ничего удивительного, еще в прошлом году четверо школьников пришли в клуб «Сплав» и занимались там всю зиму. Прошлогодний поход по Хабаровскому краю сплотил команду, и в новый поход ребята пошли с большей уверенностью. Кроме того, с ними отправились еще и выпускники прошлых лет - Светлана Кудрявцева и Татьяна Белгородцева.

Геннадий Кариков по возвращении рассказал об увлекательном путешествии, в котором побывала его команда:

- Маршрут по красивейшему притоку Зеи – реке Ток - оказался непростым, и до реки мы шли по болотам, через три перевала.  Непредвиденная задержка случилась практически в начале маршрута. На станцию Улак не пришла обещанная машина. Путь длиною в 200 километров команде преодолеть было не на чем, и нам пришлось разбить лагерь возле станции и ожидать новой машины. На следующий день машина прибыла, и мы снова отправились в путь. По дороге любовались красивейшими местами, воспетыми  еще писателем Григорием Федосеевым в книгах «В Тисках Джугдыра», «Тропою испытаний», «Злой дух Ямбуя». Поход  начался на 188-м километре новой железнодорожной ветки, в районе озера Большое Токо. Эти  места стали известны во времена Второй мировой войны, когда  здесь был аэродром дозаправки самолетов, перегоняемых из Америки на фронт.

На место наша команда приехала уже к вечеру.  За четыре года здесь многое изменилось, и теперь через болото была сделана большая насыпь, а по ней проложены рельсы.  На этой насыпи мы и  разбили лагерь.  А на следующий день нас ждали новые испытания.

Как мы шли по болоту с рюкзаками, вспоминать не хочется. Трудно было. Но все шло по плану, и задачу первого дня мы выполнили. Все было хорошо, но вот от реки осталось немного. Еще на подходе было заметно, как обмелели притоки. Вот в 2009 году вброд их перейти было невозможно. Молодежь уже в первый день была поражена красотой и нетронутостью мест. Рыба  в реке хороводилась, как в аквариуме, совершенно не боясь человека. Строители дороги предупреждали об освоившихся медведях, которые не боятся людей, но нас они не донимали. Хотя они частенько ходили по берегам и от удивления вставали на задние лапы, глядя на катамараны.

Все время мы шли легко и весело. В первый день сплава экипажи начали отрабатывать технику переворотов катамаранов и самоспасение на воде. Мы решили, что если река пока дает возможность, почему не потренироваться? На скале возле порога мы увидели памятник погибшему воднику под названием «Сфинкс». Уровень воды за сутки в том месте мог подняться на несколько метров. Каньоны шли один за другим. После притока Улягир нас ждали вертикальные стены, за которые и уцепиться нет возможности. Место для ночевки только одно – между четвертым и пятым каньонами. Мы проходили пороги по очереди, а видеооператоры и фотографы искали красивые ракурсы. А на следующий день прошли один из сложнейших порогов – «Чертову пасть». После выхода из 8-го  каньона на небе началось столпотворение звезд, и пошел сильный дождь. Но тут река показала свой нрав, вода поднималась быстро и высоко. Пришлось дважды переносить лагерь, в последний раз мы ставили его уже в совершенном болоте на высоком берегу.

Утром осадки не прекратились, и наша команда начинала сплав сквозь дождь и туман. В этот день мы подошли к устью большого правого притока реки Чапа. Она была совершенно бешеной и просто вламывалась в реку Ток. Вот тут-то повеселились наши спортсмены! Началось соревнование:  кто лучше оседлает волну, кто красивее пройдет траверз поперек реки.  Проход у парней был красивым, но вот траверз у одного из женских экипажей был самым лучшим. Всего у нас было два женских экипажа.

На нижнем участке реки появились сложные препятствия, которые нас несказанно обрадовали. Приятной новостью был восстановленный гидрологический пост в нижней части реки. Во времена разрухи его закрывали. Наконец мы дошли до Зейского водохранилища. На северном берегу  водохранилища поселок Бомнак, на высоком правом берегу - могила легендарного проводника Федосеева  –   Улукиткана. Он был вроде нашего Дерсу Узала. Маршрут был закончен.

Еще на берегу у всех возник вопрос:  куда же отправимся в будущем году? Действительно, куда? Столько маршрутов интересных, столько мест красивых и не тронутых: хребет Кодар, хребет Эзоп, Восточные и Центральные Саяны. Главное - у нас есть команда, есть поддержка родного университета, и значит все будет.

Участники похода:

Геннадий Кариков – доцент кафедры физкультурно-оздоровительной работы, заслуженный путешественник России, руководитель туристического клуба «Сплав»

Алексей Федоров –   студент 4-го курса

Александр Грекин  – член клуба с 2000 года

Карина Вагина – член клуба с 2010 года

Павел Пилипенко – студент колледжа ВГУЭС

Татьяна Моисеева  – ведущий инженер отдела сопровождения информационных технологий ВГУЭС