С. В. Кривошапова – к.э.н, доцент « Финансы и налоги» Владивостокского университета экономики и сервиса.
Основой общемировой тенденции в развитии надзора за банками является повышение его эффективности, которое предполагает развитие содержательного компонента банковского надзора и его ориентацию на реальные риски банковской деятельности. Под повышением эффективности и результативности надзора, на наш взгляд, следует рассматривать лучшее выполнение им своих основных задач, то есть повышение функциональной продуктивности. Это должно быть обеспечено разработкой методики банковского регулирования, отвечающей задачам риск-ориентированного надзора, совершенствованием практических навыков сотрудников, выполняющих надзорные функции, и развитием организационных форм надзора.
В России вплоть до 2002 года применялся формальный подход к надзору. При таком подходе надзорный орган становится беспомощным, а его деятельность по существу сводится к симуляции активности. В условиях формального надзора в 1990-х годах в банковскую систему проникло множество слабых банков, с дефицитом собственного капитала, с «нарисованными» активами, не обладающими реальной стоимостью, с фальсифицированной финансовой отчетностью.[1] Формальный надзор способствовал соблюдению внешней формы и порядка, предпочтение при его осуществлении отдавалось внешней форме в ущерб существу дела. Такой надзор проводится только по видимости, по форме. Недостатки формального надзора заключаются:
пренебрежением, заданным уровнем норм функционирования, регулярной обратной связью с объектом управления, психологией и реакцией проверяемых;
отсутствием системы в оценке деятельности объекта;
применением в оценке не точных, а приблизительных измерителей
исследуемых показателей;
использованием опосредованной, неточной и запоздалой информации;
ориентацией на свершившиеся факты без учёта прогнозных ожиданий, что отражает экстенсивный характер ведения хозяйства.
Отсюда следует, что формальный надзор имеет две стороны. С одной стороны, он смыкается с бесконтрольностью, когда форма его полностью отрывается от содержания. С другой — он соприкасается с реальным содержательным надзором.
Начиная с 2002 года, Банк России объявил о переходе к содержательному банковскому надзору. Сущность реального надзора заключается в том, что он основан на учете подлинных условий действительности, фактов, соответствует целям практики, оказывает должное воздействие, имеет реальную силу. Данный вид надзора отражает действительное положение вещей, а не выдаёт желаемое за действительное. Достоинствами существенного (реального) надзора, на наш, взгляд являются:
обеспечение заданного уровня норм функционирования;
осуществление регулярной и целостной оценки состояния объекта;
прогнозный, перспективный характер оценки;
использование точных и объективных измерителей оцениваемых показателей;
возможность получения достоверной непосредственно с объекта информации;
ориентация на интенсивную форму хозяйствования.
На основе выше изложенного можно сказать, что формальный надзор может что-то запретить, предписать, остановить ход процессов на объекте контроля, но не способен оказать объекту реальную помощь. Содержательный надзор всегда предусматривает запас ресурсов, которые могут быть своевременно брошены на исправление положения, устранение узких мест.
Формальный надзор обычно обращен в прошлое. Содержательный надзор ориентирован преимущественно на будущие события. Он обеспечивает органы управления информацией о предстоящих событиях. В процессе надзора ход контролируемых событий оценивается на ранних этапах оценки и содержит элемент предвидения, что позволяет своевременно корректировать действия. Существенный надзор направляет внимание руководителей на достижение запланированной цели в изменяющихся условиях. Таким образом, реальный надзор всегда динамичен и ориентирован на будущее.
Одновременно реальный надзор учитывает влияние человеческого фактора, его воздействие на результаты деятельности. В конечном счете, именно люди выполняют различные задания и осуществляют надзор, поэтому нельзя забывать о том, как они будут реагировать на него. Это не менее важно, чем своевременное получение информации.
То есть при формальном надзоре традиционно проверка банковской деятельности сводилась в основном к проверке отдельных операций, с целью получить оценку финансовой устойчивости банка, проводимой им внутренней политики, процедур и системы внутреннего контроля. В условиях современного динамичного рынка банковских услуг проверка собственно операций уже не рассматривается как условие, достаточное для обеспечения непрерывной, стабильной и безопасной работы банка. Поэтому надзорный орган обращает повышенное внимание, прежде всего, на понимание отдельно взятым банком принятых рисков и на уверенность в том, что банк располагает инструментами, необходимыми для выявления, измерения, управления и контроля таких рисков.
Необходимо отметить, что банковский надзор в России находится на переходном этапе от экстенсивной модели надзора к интенсивной. Как утверждает директор Департамента банковского регулирования и контроля Банка России А.Ю. Симановский, «данный переход характеризуется конкретизацией и с формальной точки зрения сужением объекта надзора». Интенсивная модель надзора базируется на методиках, ориентированных на выделение в деятельности кредитных организаций областей (сфер) повышенного риска и на концентрации ресурсов надзора на этих областях. Данный подход получил название риск-ориентированного, или риск-фокусированного надзора.[2] В широком смысле это - система, которая затрагивает по существу все компоненты надзора, включая анализ отчетности, систему раннего предупреждения, надзорные системы классификации кредитных организаций по степени финансовой устойчивости, а так же подходы к оценке системной устойчивости банковского сектора. В этом и заключается главная цель существенного (риск-ориентированного) надзора. При осуществлении риск-ориентированного надзора главным объектом контроля со стороны надзорного органа является система управления рисками. Развитие риск-ориентированного надзора предполагает переход от оценок уровня конкретных рисков в деятельности кредитных организаций на базе сведений о степени соблюдения ими пруденциальных норм, установленных Банком России, к оценкам уровней рисков, базирующихся на мотивированном суждении надзорного органа о качестве активов, состоянии обязательств и собственных средств кредитных организаций, качестве их систем управления и внутреннего контроля. В свою очередь, мотивированное суждение должно основываться на результатах комплексного анализа деятельности кредитных организаций, изучении их стратегии развития, структуры собственности и управления, внутренних документов, регламентирующих организацию внутреннего контроля, а также процедуры осуществления риск-менеджмента.
Риск-ориентированный надзор по своей сути относится к надзору за соблюдением требований качественного характера.. Методы надзора за выполнением установленных требований и методы риск-ориентированного надзора в определенной степени совпадают, однако их главное различие заключается в том, что основное внимание надзорного органа уделяется не проверке выполнения формальных регулирующих требований количественного характера, а проверке соблюдения качественных требований с упором на механизмы и способы управления рисками. В сочетании с информацией, которой располагает надзорный орган в отношении принятых крупных рисков, это позволяет надзорному органу оценить, сможет ли банк и в дальнейшем соответствовать предъявляемым ему требованиям; а также определить, насколько разумную политику по управлению деятельностью банка проводит его руководство и обеспечит ли такая политика устойчивость банка в будущем. Рассмотрим ряд преимуществ применения риск-ориентированного надзора.
– Риск-ориентированный надзор позволяет надзорному органу оценивать общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая тем самым как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям.
– Более широкое признание важности роли руководства банка и роли принятых в банке процедур позволяет органу банковского надзора своевременно реагировать на выявленные проблемы путем рекомендаций и корректирующих мер.
–Уменьшается нагрузка на надзорный орган, поскольку риск-ориентированный надзор позволяет избежать многоуровневых и всесторонних проверок осуществляемых банком операций на предмет соответствия нормам и требованиям, концентрируясь лишь на проверке операций, несущих в себе повышенный риск.
Применение вышеуказанных подходов предполагает, что надзор будет нацелен в первую очередь на:
— выявление сфер деятельности подразделений банков, которые несут наибольшие риски для данного банка и области, в которых деятельность банка наиболее подтверждена рискам в силу дефектов систем управления, контроля или иных внутрибанковских систем.
— выявление слабых банков и осуществление надзора за ними в более интенсивном режиме, чем за банками, чье состояние не вызывает мотивированных опасений.
Необходимо отметить, что указанные подходы были применены Банком России при оценке кредитных организаций на предмет их соответствия критериям допуска в систему страхования вкладов. Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", а также изданным в его развитие Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". Предусмотрено использование для оценки деятельности банка наряду с финансовыми показателями, характеризующими качество управления банком, его операции и риски, включая показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками и службы внутреннего контроля. Кроме того, круг оценочных показателей расширен показателями, характеризующими рентабельность деятельности банка. В настоящее время работа по совершенствованию методологии оценки финансовой устойчивости кредитных организаций продолжается.
В целях совершенствования развития содержательного надзора Банку России необходимо продолжить осуществлять работу по таким направлениям, как:
— создание системы раннего предупреждения, базирующейся на модели развития ситуации в кредитной организации, и внедрение этой системы в надзорную практику;
— совершенствовать надзор на консолидированной основе, включая анализ рисков, принимаемых кредитными организациями в рамках взаимоотношений с физическими и юридическими лицами, в том числе с кредитными организациями участниками банковских групп и банковских холдингов.
На наш, взгляд развитию риск-ориентированного надзора будет способствовать и внедрение в российскую практику института кураторов кредитных организаций, поскольку только в процессе постоянного контакта между банком и надзорным органом может быть обеспечена должная осведомленность последнего о процессах, происходящих в кредитной организации. Именно куратор, являясь главным контактным лицом надзорного органа во взаимоотношениях с кредитной организацией, ее руководством и сотрудниками, аккумулирует всю информацию о её деятельности, что позволяет вести надзор комплексно и практически в режиме реального времени, а также своевременно реагировать на процессы, происходящие в деятельности банка.
Развитие содержательной компоненты надзора должно иметь надлежащую законодательную основу. Необходимо законодательно закрепить право Банка России оценивать деятельность кредитных организаций и принимать решения надзорного характера на основе профессионального (содержательного) суждения о качестве и стоимости активов, обязательств и собственных средств (капитала), а также качестве корпоративного управления, включая внутрибанковские системы управления и контроля за рисками, прозрачности структуры собственности.[3]
Подводя итог выше изложенному следует отметить, что банковский надзор все больше и больше принимает превентивный характер, при котором во главу угла ставится обеспечение безопасной и стабильной деятельности банков. Для органов банковского надзора уже недостаточно полагаться на выполнение банками количественных и качественных требований, они должны быть уверены, что банки в будущем смогут избежать принятия на себя значительных рисков или же покрыть потенциальные убытки, связанные с ними, если такие риски будут иметь место.
Библиографический список:
1. Дмитрий Тулин. Следователь не должен быть судьёй / Мониторинг банковской прессы //Газета время новостей 2007г.
2. Симановский.А.Ю. Текущий банковский надзор. Международные тенденции развития и некоторые вопросы совершенствования практики / А.Ю. Симановский //Деньги и кредит № 2/2002г.
3. Батырева С.В. Тенденции развития банковского надзора в России и в странах ЕС/ С.В. Батырева// газета Бизнес и банки №5 / 2007г.