Тренинги для первокурсников: для кого они полезны?

12 января 2014

Статья студентов 5 курса специальности "Управление персоналом"

Тренинги для первокурсников: для кого они полезны?

Тренинги для первокурсников: для кого они полезны?

Авторы: Селезнева Ксения, Бочарова Валерия, Наговицын Сергей

Все мы знаем, что ежегодно в нашем университете в начале года проводится адаптационная неделя для первокурсников. Одним из мероприятий этой недели являются тренинги знакомств. Их проходят во всех группах всех институтов с целью сплочения и более легкого знакомства. С начала 2013 года для развития деловых качеств молодых студентов стали так же проводиться бизнес-тренинги в рамках дисциплины «Введение в профессию». Эти тренинги проводят студенты старших курсов направлений подготовки «Психология» и «Управление персоналом» ВГУЭС. Подготовкой молодых тренеров-студентов и составлением программы занимались преподаватели кафедры философии и психологии и кафедры управления персоналом и трудового права: Якимова Зоя Владимировна, Могилевкин Евгений Александрович и Новгородов Антон Сергеевич. Для чего же нужны эти тренинги и кому они приносят больше пользы?

Для начала стоит рассказать, что же такое тренинг и немного поведать его историю.

Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

Тренинг может рассматриваться с точки зрения разных парадигм:

 – тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

– тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

– тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

– тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем[1].

История развития тренингов, как и история развития обучения, насчитывает тысячи лет. Одним из первых, кто начал использовать тренинги, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились — и до сих пор проводятся — тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в тренинг как форму обучения также внес известный социальный психолог Курт Левин.

В 1946 году К. Левин вместе с коллегами основали тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе.

Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность[2][3].

В 1954 году появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.

В 1960-е годы возникает опирающееся на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса движение тренинга социальных и жизненных умений (social&life skills training), который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов, менеджеров в целях психологической поддержки и развития. Среди жизненных умений выделялись следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции; межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решение проблем и принятие решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

В 1970-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

В нашем университете практикуется именно последний. Бизнес-тренинг (и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — это развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий. Это процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса [4].

На что же направлены бизнес-тренинги конкретно в нашем вузе? До недавнего времени основной целью проведения тренингов для первокурсников была успешная сдача сессии. С отменой сессии, казалось бы, должна была отпасть и необходимость в них. Однако полученные студентами навыки будут им очень полезны как в обычной жизни, так и в будущей работе.

Почему студентам стоит посещать данное мероприятие? В первой части тренинга у участников развиваются навыки успешной коммуникации. Они анализируют свои проблемы в общении, развивают навык активного слушания друг друга, укрепляют знания о невербальной коммуникации и невербальных аспектах речи, учатся понимать людей, а также убеждать их, контролировать эмоции при общении, развивают уверенность в себе. Во второй части тренинга они учатся правильно организовывать свое время, расставлять приоритеты и достигать намеченных целей, успешно преодолевая сложные эмоциональные и стрессовые ситуации.

Таких навыков, возможно, многим не хватает в жизни, но наш университет предоставляет возможность развить их. Однако, исходя из собственного опыта и опыта проведения тренингов, следует сказать, что у молодых студентов не всегда есть представление о том, что данная информация будет полезна им в жизни. Они только начинают изучение своей профессии и, наверное, только со временем к ним придет осознание того, какие компетенции нужно в себе развивать и что нужно для этого делать.

Не стоит забывать об огромной пользе проведения тренингов для самих тренеров. Ведь это такие же студенты, только более взрослые и нуждающиеся в применении своих знаний в области психологии и управления персоналом. В ходе проведения тренинга у самого тренера развиваются почти такие же, компетенции, что и у участников, но к ним нужно добавить ряд других. Это ораторские навыки; способности в организации процесса таким образом, чтобы можно было «брать внимание» группы и «переключать» это внимание в нужное русло; способности к организации диалога как с группой в целом, так и с отдельными ее участниками; умение отслеживать индивидуальные и групповые сигналы, говорящие о состоянии группы; умение заинтересовать и обеспечить максимальную активизацию личного потенциала каждого участника тренинга и постоянно поддерживать «тонус» группы. Тренеры учат молодых студентов, но при этом учатся и сами.

С введением данной практики в выигрыше остается и сам вуз. Одновременно он убивает сразу нескольких зайцев: студенты-первокурсники постигают новые знания, практикуются в их применении, а студенты-тренеры закрепляют уже свои профессиональные знания и умения. Кроме того, было примерно подсчитано, что если б вуз приглашал уже состоявшихся тренеров для проведения тренингов всем группам первокурсников, то пришлось бы потратить около миллиона рублей. Большая экономия.

В заключении можно сказать, что проведение тренингов для первокурсников имеет очень много положительных сторон, как для вуза, так и для студентов.

Список использованных источников

1)                 И. Вачков. Основы технологии группового тренинга. М: Издательство «Ось-89», 1999

2)                 Н. Хрящева. Психогимнастика в тренинге. Издательства: Речь, Институт Тренинга, 2006 г. ISBN 5-9268-0065-X

3)                 К. Рудестам. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.». М.: «Прогресс», 1990 — СПб.: «Питер Ком», 1998

4)                 Кларин М. В. «Корпоративный тренинг: от А до Я». М.: «Дело», 2002