ВГУЭС: «Перевернутый класс» оценили магистранты

2 февраля 2015
ВГУЭС: «Перевернутый класс» оценили магистранты

Проблеме качества подготовки специалистов в настоящее время уделяется значительное внимание, поскольку  в последние годы  на рынке труда  со стороны работодателей  остро ощущается неудовлетворенность профессиональными компетенциями выпускников вузов. От них требуется владение не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками решения задач в профессиональной области. Базу необходимых профессионально важных качеств необходимо сформировать во время обучения в высшем учебном заведении.

Использование традиционного обучения: лекций,  практикумов, семинаров – часто приводит к пассивности студентов и не вызывает у них особой заинтересованности в проявлении способностей. Поэтому цель сегодняшнего образования – повысить интерес студентов к приобретению знаний, активизировать их самостоятельную деятельность,  тем более что в свете последних изменений ФГОС большая доля освоения учебного материала рассчитана именно на это.

Одним из важных факторов совершенствования системы подготовки профессиональных кадров в высшей школе является активное использование в образовательном процессе современных информационных технологий обучения наряду с традиционным обучением. Механизмом новых преобразований является реализация концепции смешанного обучения, позволяющая,  с одной стороны, реализовать традиционный подход обучения, где не нарушается непосредственный контакт преподавателя и студента через традиционные формы обучения, а с другой стороны  – реализуется возможность использования инновационных (электронных) форм обучения с постоянным наращиванием информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и электронных ресурсов.

В рассматриваемом контексте смешанное обучение – это целенаправленный процесс получения знаний, умений и навыков в условиях интеграции аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности субъектов образовательного процесса на основе использования и взаимного дополнения технологий традиционного, электронного, дистанционного и мобильного обучения при наличии самоконтроля студентом времени, места, маршрута и темпа обучения.

Считается, что данная модель обучения появилась в США, когда начали дешеветь гаджеты. Учителя стали записывать свои уроки на видео и рассылать по электронной почте ученикам, чтобы они смотрели их дома в удобное время. Получается «перевернутый класс»: домашнее задание выполняется в классе при содействии учителя, а лекции ученики разбирают дома — сами планируют свое время, заодно совершенствуя ИКТ-компетентность. Подход оказался эффективным, и сейчас на Западе практически все школы используют смешанное обучение, а параллельно развиваются электронные образовательные ресурсы.

Одним  из таких вариантов  использования смешанного обучения в  образовательном процессе  является  внедрение виртуальной образовательной среды Moodle, которая позволяет общаться преподавателю со студентом вне стен университета.

Данная среда обучения внедряется в образовательный процесс Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Для оценки значимости внедрения смешанного обучения в образовательный процесс вуза со стороны студентов  применялась составленная автором работы анкета. В опросе приняли участие студенты 2-3 курсов различных направлений подготовки университета. Исследования,  показали, что большинство студентов (80% опрошенных)  положительно относятся к переходу на данный вид обучения и поддерживают мнение о том, что обучение стало эффективней, так как в нем  преобладает самостоятельная работа студента.

В пользу применения среды  Moodle в процессе обучения высказывались такие аргументы, как возможность самостоятельно планировать  время обучения и  выполнять задания в конкретные сроки, возможность высказывать собственное  мнение на форумах и в чатах,  влияние интерактивности на стимулирование познавательной   деятельности,  возможность продемонстрировать  свое умение решать проблемы и задачи самостоятельно.

Однако при ответе на вопрос – какая форма обучения эффективней по качеству приобретения знаний: традиционная или смешанная –  мнения студентов разделились. Из ответов было видно, что некоторые, в силу своей неосведомленности, опасаются перехода на форму смешанного обучения, т.к. у них не будет непосредственного достаточного контакта с  преподавателем в случае возникновения проблем с освоением некоторых сложных тем дисциплины.

Для того чтобы избежать выявленной проблемы и построить образовательный процесс более эффективно, преподавателю предлагаются некоторые рекомендации.

Курс смешанного обучения можно построить следующим образом: поделить всю работу на предварительный, реализационный и заключительный периоды.

Первый период – предварительный – включает в себя подготовку к семинарским занятиям, коллоквиумам, к работе  преподавателя  и студента в группе. По окончании  т.н. «заключительного» периода должно выдаваться задание к подготовке перехода на новую тему, что и будет являться «предварительным» периодом новой темы. Данный период обучения предполагается проводить в форме самостоятельного изучения или в среде Moodle. Задания, помещаемые в среду, могут быть  представлены в форме интерактивных лекций, презентаций, методических указаний со ссылками на необходимые ресурсы для выполнения заданий.

После «предварительного» этапа начинается цикл аудиторной работы - «реализационный» этап. По-нашему  мнению, контактную работу с преподавателем и аудиторией не заменить другими видами обучения при очной форме. Поэтому семинары, форумы требуют обсуждения в «живой» аудитории при личном контакте с аудиторией. Студент изучает самостоятельно тему в цикле «предварительный» этап, а в  «реализационном» проходит обсуждение изученной темы, работа в форме «вопрос-ответ», мозговые штурмы, работа в группах.

По окончании занятия проводится закрепление и проверка полученных знаний с помощью тестов, вопросов или практических заданий, которые выносятся в электронную образовательную среду Moodle. Это и есть «заключительный» период. Здесь студенты выполняют домашние задания, имеется возможность участвовать в чате с преподавателем: задавать вопросы, а также прокомментировать уже выполненные задания и поставить оценку за пройденную тему.

Конечно, возникает проблема в процентном разделении времени, которое отводится  на традиционное обучение и использование среды Moodle в процессе обучения в каждой конкретной  дисциплине –  на выделение конкретных тем разделов: какие могут быть вынесены в среду, а какие должны быть разобраны в непосредственном контакте преподаватель-студент. Существует также проблема создания и  преобразования требуемой учебной информации  в образовательный информационный ресурс.

Данные вопросы решаются при более тщательном их рассмотрении  преподавателем исходя из специфики дисциплины и его педагогического мастерства, которое позволит разработать эффективные электронные ресурсы.

Разработанная модель была апробирована на студентах магистратуры очной формы обучения. Процесс обучения полностью повторял  предлагаемую выше модель смешанного обучения. По окончании изучения ряда дисциплин результаты оказались положительными: 95% от общего числа студентов проявили активность в электронной среде обучения, 80% приняли участие в предлагаемых форумах  и блогах, 90% студентов успешно прошли все предлагаемые тестирования после изучения теоретических материалов в среде. 

Анкетирование,  проведенное  среди  студентов,  обучающихся с использованием формы смешанного обучения, показало, что положительными моментами использования данной модели является то, что оно  дает больше свободы обучающимся в выборе времени на изучение дисциплины, а также возможность работать с дополнительными ресурсами, включенными в виде гиперссылок, создает условия для общения с преподавателем и одногруппниками в форумах и блогах электронной среды с целью уточнения непонятных моментов при  выполнении заданий, при ответе на тестовые задания имеется возможность сразу просматривать оценки за выполненные работы и устранять пробелы в знаниях.

Главное, что смешанное обучение предоставляет студенту больше гибкости (возможность планировать самостоятельное время обучения), развивать познавательную активность и  использовать незадействованный ресурс самостоятельной работы по изучению учебного материала. И при этом данная среда обучения дает возможность не терять социальный контакт, активно участвовать в процессе обучения с группой, тем самым  не теряется  возможность работать в коллективе и приобретаются  навыки принятия коллективных решений.

Мастерство преподавателя и эффективное использование модели смешанного обучения  дает возможность студентам осваивать теоретические знания, овладевать практическими навыками для решения задач в профессиональной области, формировать базу необходимых профессионально важных качеств, которые им непосредственно пригодятся в своей профессиональной области.