«Мода на бэби-бум» – импульс для дизайнерского поиска

11 Февраля 2015
«Мода на бэби-бум» – импульс для дизайнерского поиска

Известная прибаутка «Во всех  ты, душечка, нарядах хороша» не может усыпить женскую тягу выделяться. И это стремление не подвластно ни возрасту, ни особенному «положению», в котором женщина может оказаться в разные периоды своей жизни. Исследование именно этого сегмента одежды – для женщин в период беременности – с разных точек зрения – социальной, эстетической, медико-физиологической, технологической, дизайнерской – представила в статье «Разработка многофункциональной одежды для беременных женщин на основе методов трансформации» профессор кафедры сервисных технологий, доктор технических наук, руководитель межкафедрального научно-исследовательского центра ВГУЭС Ирина Шеромова.

Интервью  с Ириной Шеромовой – о том, чем обусловлена актуальность проблемы, как обстоит дело на рынке одежды для будущих мам и какие предпочтения они выказывают при ее выборе? А также – о поисках и находках дизайнеров кафедры сервисных технологий в решении затронутых вопросов.

– Ирина   Александровна,   что   побудило   Вас   к   исследованию   этой   проблемы:   пробелы   в   мониторинге,   прогноз повышения/снижения   бэби-бума,   конкуренция   с   импортными   изделиями,   рост    уровня   жизни   и,   соответственно,   потребления?

– Одежда для женщин в период беременности, вне всякого сомнения, может быть отнесена к изделиям повышенной социальной значимости. Это обусловлено тем, что она играет немаловажную роль в обеспечении как здоровья женщины и ее будущего ребенка, так и психологического комфорта будущей мамы, что также крайне необходимо для нормального развития еще не рождённого малыша и формирования его психики. Ведь женщина всегда остается женщиной, независимо от ее физического состояния и изменения фигуры она хочет выглядеть привлекательно, носить стильную, модную, соответствующую случаю, но при этом удобную одежду.  

Современный эстетический взгляд на даму «в положении» крайне отличается от бытовавших ранее представлений.  До недавнего времени считалось, что это состояние является глубоко интимным и не должно выставляться напоказ. Это  заставляло женщину  существенным образом менять свой образ жизни, даже если тому не было явных причин, связанных с ее изменившимся физиологическим состоянием. Многие женщины вынуждены были отказаться от светского общения. Отсюда – только просторная, часто бесформенная одежда, скрывающая внешние изменения женской фигуры, отсутствие потребности в нарядах, нежелание в силу экономических причин разнообразить гардероб – ведь после родов  эти вещи станут не нужны, а во время беременности можно обойтись минимумом повседневной одежды. 

На сегодняшний день статус «беременности» набрал свою популярность. Появилась так называемая «мода на беременность», что, конечно же, не осталось незамеченным дизайнерами одежды. Несмотря на то, что еще совсем недавно беременность означала практически полное отсутствие стиля, в настоящее время мода для этой категории женщин стала еще одной составной частью современной моды.

Естественно, что одежда для женщин, ожидающих ребенка, не может быть точно такой же, как обычная женская. Это обусловлено целым рядом причин физиологического, эстетического, экономического и другого характера. Требования, предъявляемые к подобной одежде, имеют ряд существенных отличий в части эргономических, эстетических, технико-экономических показателей. Тем не менее, одежда для беременных женщин, представленная на современном потребительском рынке, часто не удовлетворяет их запросам по многим характеристикам.

Потребитель сегодня при выборе изделия, прежде всего, оценивает его практичность, возможность его  комфортного использования, т.е. эргономические свойства товара. Немаловажным условием покупки является и цена товара. Марки известных европейских производителей недоступны массовому покупателю, в то время как относительно недорогие модели из Турции и стран Юго-Восточной Азии зачастую небезопасны в эксплуатации и имеют низкое качество. Одежда немногочисленных российских производителей характеризуется ограниченным ассортиментом  и не всегда удачными конструкциями.  Все это обуславливает на сегодняшний день актуальность задач, связанных с разработкой и производством одежды для беременных.

– Что,  на   Ваш   взгляд,    позволит   обеспечить   будущих    мам    разнообразной,   современной,    модной   и   удобной   одеждой  и   по   доступным   ценам?

– В настоящее время женщины имеют достаточно широкий выбор для приобретения одежды «своего» сегмента в специализированных магазинах, через Интернет.  Исходя из показателей рождаемости, численности населения и среднего платежеспособного спроса, установлено, что для крупного города оптимально иметь на сто тысяч жителей один специализированный магазин. Однако в большинстве крупных городов, в том числе и во Владивостоке, их значительно больше, что  приводит к высокой конкуренции на рынке. И это несмотря на сложную  демографическую ситуацию – вступление  в детородный возраст малочисленного поколения девяностых, когда рождаемость была примерно на 40 % ниже, чем сегодня.

Наиболее неблагоприятными в этом смысле предположительно будут 2015-2025 гг. Для потребителя в этом есть свои преимущества, так как высокая конкуренция заставляет производителей и продавцов в большей степени считаться с потребительским спросом: уделять внимание качеству товара, оптимизировать соотношение «цена-качество».

Не станем останавливаться на преимуществах форм торговли. Современный покупатель достаточно осведомлен и сам выбирает: идти в специализированный магазин или воспользоваться онлайн продажами.  Вопрос в другом: возможно ли  найти и купить то, что необходимо, и по какой цене?

Мы проанализировали рынок одежды для беременных женщин и должны сказать, что существует целый ряд проблем. Из них к основным, требующим решения,  могут быть отнесены следующие:

• высокая цена товара (выше, чем на аналогичный товар для обычных женщин)

• ограниченность ассортимента и модельного разнообразия одежды при значительном объеме товара

• несоответствие изделий модным тенденциям

• отсутствие требуемого размерного ряда изделий

• отсутствие или недостаточность ассортимента изделий, которые могут эксплуатироваться не только в период беременности, но и в послеродовой период

• ограниченность ассортимента многофункциональных изделий

• практическое отсутствие верхней  одежды пальтового ассортимента и другие.

– Каковы   предпочтения   «мамочек»,  которые   следует   учитывать   дизайнерам? 

– Резюмируя полученные результаты исследования потребительского спроса будущих мам, отмечу следующее:

основные требования потребителей к одежде для беременных женщин это:

• эстетичность

• соответствие тенденциям моды

• удобство и комфорт в носке

• многоцелевое назначение с возможностью совмещения в одном изделии функций нескольких изделий различного вида и назначения

• возможность изменения внешнего вида и комплектования с другими видами изделий

• возможность  использования не только  на протяжении всего периода беременности, но и после родов (как минимум, в послеродовой период),  так называемый «free size»

• максимальное визуальное многообразие при минимальных затратах на одежду.

Предпочтительными видами одежды для беременных являются:

•  платья

• брюки в сочетании с блузой

• сарафаны

• комбинезоны.

Наименее популярным изделием у данной категории женщин являются юбки.

Предпочтительными силуэтами в младшей возрастной группе (от 18 до 25 лет) являются трапециевидный, коконообразный и овальный; в средней (25-35 лет) и старшей (от 35 лет) возрастных группах – трапециевидный и прямой, реже – коконообразный силуэты.

– За чем будущее: какое направление предлагаете развивать Вы как один из разработчиков одежды для будущих мам?

– На мой взгляд, дизайнерам такой одежды нужно смелее осваивать принцип функциональной трансформации – превращения предмета одежды одного назначения в другое. При этом процесс трансформации может носить бесконечный характер – тем самым изделие вследствие возможного многообразия его внешнего вида и назначения способно выполнять различные функции, не надоедает и имеет более значительный срок эксплуатации.

Этот принцип проектирования дает возможность создавать многофункциональные изделия, способные к изменению как формы, так и назначения, причем не только в пределах одной ассортиментной группы, но и самой ассортиментной группы как таковой. Так, например, возможна целая цепочка превращений: комбинезон–брюки-бриджи-шорты; пальто или плащ–куртка–жилет-сарафан; сарафан повседневного назначения-платье для торжественных случаев и многое другое.

Кроме того, многофункциональная одежда экономична: приобретая один предмет гардероба, способный к трансформации, вы практически приобретаете несколько изделий, одинаковых по цвету, стилевому решению и материалу, но различных по функциональному, эксплуатационному и эргономическому назначению.

В рамках реализации данного научного направления под руководством преподавателей кафедры сервисных технологий бывшей студенткой, а ныне аспиранткой кафедры сервисных технологий А. Песцовой уже разработан и в некоторых случаях и практически апробирован ряд проектных решений, основанных на использовании принципа функциональной трансформации. На конкурсе молодых дизайнеров «Пигмалион» в 2012 году она представила коллекцию одежды для беременных женщин, разработанную в рамках дипломного проекта под руководством тогда доцента, а ныне заведующей кафедрой СТ И.Л. Клочко.  По результатам исследований, проводимых уже в рамках подготовки кандидатской диссертации, Анастасией Нечеса (Песцовой) были сделаны доклады на научно-практических конференциях различного уровня,  единолично и в соавторстве с руководителем (И.А. Шеромова) опубликовано несколько статей, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК. Также в соавторстве с руководителем диссертационной работы и И.Л. Клочко поданы две заявки на получение патентов на промышленный образец и полезную модель.

Нельзя не упомянуть и о необходимости развития такого принципиально нового направления в проектировании одежды, как создание «умных» вещей, способных адаптироваться к условиям эксплуатации, «работать» в интерактивном  режиме.

Одежда для беременных женщин, которая сделает их красивыми, обеспечит им психологический и функциональный комфорт и при этом будет следить за их состоянием здоровья, вовремя выявляя проблемы, а, возможно, и устраняя их, – это тот результат, к которому мы должны стремиться.

– Имеет   ли  Владивосток свои особенности, в отличие от общероссийских тенденций на рынке товаров для беременных?

– Сравнение результатов маркетинговых исследований, проведенных нами на базе специализированных магазинов г. Владивостока, и результатов, полученных другими исследователями, говорят о том, что для Владивостока характерны те же тенденции и проблемы, что и для других крупных и относительно крупных городов Российской Федерации.

Персоны

Шеромова Ирина АлександровнаШеромова Ирина Александровна

Кафедра дизайна и технологий ,Профессор