Во ВГУЭС впервые прошел Международный форум «Морской туризм Свободного порта Владивосток: развитие и продвижение».
ВГУЭС впервые стал организатором проведения Международного форума «Морской туризм Свободного порта Владивосток: развитие и продвижение». Участники форума: представители органов координации в сфере морского туризма на федеральном, региональном и местном уровнях, туроператоры морских круизов, турфирмы, судовладельцы, судоходные компании, круизные агенты, яхт-клубы, зарубежные консульства.
Участники обсудили широкий круг вопросов: развитие морского круизного туризма во Владивостоке, качество обслуживания иностранных туристов, перспективы яхтенного спорта, проблемы использования маломерных судов, потенциал Владивостока в качестве порта для захода крупнейших современных круизных лайнеров. С приветственным словом к собравшимся обратилась ректор ВГУЭС, доктор экономических наук Татьяна Терентьева.
– Наша цель – говорить о перспективах морского туризма во Владивостоке. Эта тема очень важна. Она актуальна не только потому, что наш город с трех сторон омывает море, но и потому, что к нашему городу сегодня приковано внимание государства. Закон о Свободном порте Владивосток, который недавно был принят, открывает новые, еще более широкие возможности перед водным туризмом, – сказала Татьяна Терентьева.
Она также отметила, что необходимость обсуждения развития морского и круизного туризма в Приморском крае назрела давно.
– Мы, конечно, должны говорить не только о яхтах, круизах, но и о проблемах прибрежного морского туризма. Есть проблемы безопасности портовой инфраструктуры, – добавила Татьяна Терентьева.
Она также пояснила, что ВГУЭС совершенно обоснованно стал площадкой для проведения такого мероприятия. Кафедра туризма и гостинично-ресторанного бизнеса университета является лидером в подготовке соответствующих специалистов высокого уровня.
Заседание форума открыл его модератор, директор департамента туризма Приморского края, Константин Шестаков. Он отметил, что региону необходима подобная площадка для обсуждения вопросов развития морского туризма.
– В этом году основная тема обсуждений на форуме – закон о Свободном порте Владивосток, который дает абсолютно новые возможности для развития туризма, – отметил директор департамента.
Он также напомнил, что президент России Владимир Путин на недавнем заседании Государственного совета по туризму поставил задачу развивать морской и круизный туризм не только в Приморье, но и по всей стране.
– Мы уверены, что этот форум, который мы проводим совместно со ВГУЭС и представителями бизнеса, станет ежегодным, – выразил надежду Константин Шестаков.
Он зачитал приветственный адрес от имени руководителя Ростуризма Олега Сафонова.
– Российскую Федерацию омывают 14 морей, что определяет водный туризм как одно из самых перспективных направлений развития этой отрасли в стране. И Приморский край обладает целым рядом преимуществ для успешного продвижения водного туризма: выгодное географическое положение, благоприятные климатические условия, наличие портов и портовой инфраструктуры, а также уникальных историко-культурных, конгресно-выставочных и рекреационных ресурсов, – говорится в послании.
С приветствием к собравшимся обратился также Генеральный консул КНДР Им Чхон Ир:
– Я уверен, что Владивосток является ключом к АТР. Наше консульство будет вносить свой вклад в продвижение морского туризма между двумя нашими странами,– заверил он.
В рамках форума работали две сессии: «Рыночные запросы и ресурсное обеспечение развития круизного туризма в Свободном порту Владивосток» и «Государственно-частное партнерство как инструмент развития портовой инфраструктуры и экскурсионного обслуживания на пассажирских и маломерных судах в Свободном порту Владивосток». В ходе рабочих сессий были заслушаны доклады по трем основным направлениям развития водного туризма края. Это реконструкция и создание новых объектов прибрежной инфраструктуры, корректировка законодательства, определяющего порядок эксплуатации маломерных судов, и возможности создания новых туристических продуктов.
Главная задача на сегодня – привлечь как можно больше круизных линий для захода в порт Владивосток, отмечали участники.
Роман Щепов, представитель компании «Эрма» – эксклюзивного агента, обслуживающего все заходы иностранных судов во Владивосток, одного из организаторов форума, рассказал о перспективах развития круизного рынка порта Владивосток.
По его словам, на сегодня имеется 24 круизных компании, более 100 судов которых потенциально могут заходить во Владивосток. Но начиная с 2012 года, круизные суда отменяют запланированные заходы. Причина отмены – недостаточная глубина под килем. Так, на 2016-2017 год планировался заход судна «Celebrity Millennium», но судовладелец его отменил из соображений безопасности.
– Самое большое круизное судно, заходившее во Владивосток – это «Diamond Princess», оно имело осадку 8,5 метров и длину 280 метров. «Voyager of the Seas», чей заход был также отменен, имеет максимальную осадку 8,8 метра, – пояснил Роман Щепов.
По его словам, в числе факторов, препятствующих заходу современных круизных судов во Владивосток, можно назвать также удаленность порта от основных туристических маршрутов и слишком долгое (около 5 часов) время, которое требуется для оформления прихода и отхода судов.
Особый интерес собравшихся вызвал доклад руководителя отдела планирования круизной компании «Mitsui O.S.K Passenger Line» г-на Кадзуёси Шимада.
На примере работы круизных судов компании «NIPPON MARU», чьей концепцией является сочетание малого размера судна и очень высокого уровня сервиса, он рассказал об обслуживании пассажиров на борту судна. По его словам, стоимость круиза на таких судах может начинаться с суммы в 40 тысяч йен (примерно 21 тысяча рублей).
Также он отметил: несмотря на то, что в Россию круизные суда из Японии начали заходить относительно недавно, с 2012 года, маршруты с заходом Владивосток удобны для японских туристов, а поэтому они будут востребованы. Для Японии Владивосток – ближайшее окно в Европу, находящееся в Азии. Кроме того, Владивосток был выбран из-за его уникальности: на Дальнем Востоке подобных портов больше нет.
– Владивосток очень близко от Японских остров: чтобы добраться до него из таких портов, как Акита, Саката, нужно всего 30 часов. Владивосток очень отличается от японских городов, здесь можно насладиться культурой, полностью отличающейся от азиатской, – сказал г-на Кадзуёси Шимада.
Ситуацию с развитием морского туризма во Владивостоке прокомментировала исполнительный директор Некоммерческого партнерства «Приморский Региональный Союз туроператоров» (Приморский РСТ), член Общественного экспертного совета по развитию туризма при губернаторе Приморского края, исполнительный директор Агентства путешествий «Приморский клуб» Ольга Гуревич:
– Сейчас развитие туристического потенциала Приморья невозможно представить без развития морской составляющей. В мире круизный туризм развивается очень быстрыми темпами, путешествия на яхтах становятся обычной практикой, и только от нас сейчас зависит, будем ли мы это наблюдать на экранах телевизоров или станем частью этой «кухни».
Административные и правовые барьеры, фактическое отсутствие прибрежной инфраструктуры должного уровня и недостаток диалога власти и бизнеса – все это тормозит развитие морского туризма в Приморье.
Для туристической сферы крайне интересно увеличение количества заходов иностранных круизных судов в порты Приморья, и на форуме были поставлены задачи, которые необходимо решить. Есть моменты, которые бизнес может решить самостоятельно, например, такие, как качественная и количественная подготовка гидов-переводчиков, заказ автотранспорта для экскурсионных групп. Но также необходима помощь муниципальных властей: иностранные туристы пристальное внимание обращают на отсутствие парковок, общественных стационарных бесплатных туалетов, информационных указателей и путеводителей по Владивостоку.
Кроме того, участники форума обсудили перспективы развития парусного спорта во Владивостоке. Было предложено провести регату в честь присвоения Владивостоку статуса Свободного порта. Это предложение наряду с другими вошло в предварительную резолюцию форума.
Также участники предложили комплексно подойти к решению проблем прибрежной инфраструктуры, развивать внутренний туризм, провести работу по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего перевозки на маломерных судах, оптимизировать прохождение туристами таможенного и пограничного контроля. Не исключено, что резолюция пополнится новыми пунктами. Впоследствии она будет направлена в профильные комитеты верхней и нижней палат Федерального Собрания РФ, в Правительство РФ, Законодательное Собрание Приморского края.