Ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева: Наши приоритеты – качество и эффективность

18 февраля 2016

Ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева: Наши приоритеты – качество и эффективность

Ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева: Наши приоритеты – качество и эффективность

На сегодняшний день высшее образование претерпевает огромные изменения. Сегодня к университетам предъявляются очень высокие требования, где во главу угла ставятся такие критерии, как качество и эффективность. Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева рассказала о профессиональных компетенциях преподавателей и изменениях в рейтинговой системе оценки работы профессорско-преподавательского состава на 2016 год.

– Татьяна Валерьевна, сейчас университетам необходимо учитывать новую управленческую политику, современные технологии и подходы. Что в этой ситуации предпринимает наш университет?

– Наш университет, это, прежде всего, совокупность преподавателей и сотрудников, и требования к качеству и эффективности должны быть «привязаны» к каждому из нас – начиная с ректора и президента и заканчивая ассистентами и охраной на входе.

Мы постепенно меняем подходы к планированию деятельности кафедр. И, начиная с 2017 года, каждая кафедра, каждое структурное подразделение будут получать задание на выполнение определенного вида работ и, соответственно, под выданный объем работ будет определён бюджет времени и бюджет финансов. Здесь важен тезис: «В период ограниченности ресурсов мы не можем позволить делать «лишнюю, непрофильную работу».

В нашем университете сформирован пул локальных нормативных документов, направленных на усиление эффективности работы преподавателей и оценку качества. Я имею в виду ряд приказов, на основании которых оценивается эффективность менеджмента ректора, проректоров, директоров филиалов и институтов, заведующих кафедрами.

 – И как сегодня выглядят наши учебные подразделения с позиции эффективности их деятельности?

– В середине января были подведены результаты работы кафедр и институтов за 2015 год. В целом, университет на 6% перевыполнил общий объем запланированных работ. Но вклад структурных подразделений в общий результат был не равнозначным. Для большинства заведующих кафедрами и директоров институтов приказ ректора № 61 от 30.01.2015 г. «Об утверждении показателей оценки результатов деятельности институтов и кафедр на 2015 год» был воспринят как руководство к действию. Преподаватели кафедры международного бизнеса и финансов под руководством О.Ю. Ворожбит, Института права под руководством С.Ф. Литвиновой, Института информационных технологий под руководством К.И. Шахгельдян, Института иностранных языков под руководством Ю.О. Коноваловой и кафедры экономики и менеджмента выполнили план за себя и за преподавателей тех кафедр и институтов, руководители которых не смогли организовать процессы, направленные на выполнение плана, и для которых приказ ректора является факультативным к исполнению.

– Среди перечисленных вами структурных подразделений не прозвучали такие важные для нашего университета направления подготовки, как «Дизайн» и «Туризм». Институт сервиса, моды и дизайна и Международный институт туризма и гостеприимства по результатам работы в 2015 году - в лидерах или аутсайдерах?

– Несомненно в лидерах. В этих институтах в 2015 году произошли мощные структурные изменения. Институтов с такой многоуровневой подготовкой нет больше ни в одном университете. Международный институт туризма и гостеприимства объединил уровень подготовки среднего профессионального и высшего образования, международные программы «Альпийская школа» и «Международная школа гостиничного менеджмента», Центр дополнительных образовательных программ.  Такая же сложная структура и в Институте сервиса, моды и дизайна.  2015 год был сложным для И.Л. Клочко и Г.А. Гомилевской, но, несмотря на это, они организовали и достойно представили результаты работы своих преподавателей. К тому же, и Инна Леонидовна, и Галина Александровна являются признанными экспертами в своих областях, входят в профессиональные сообщества, не в теории, а на практике знают все аспекты тех профессий, по которым готовят наших студентов.

– Каким образом стимулируется такая самоотверженная работа коллективов?

 – Руководители структурных подразделений получат в феврале премию и благодарность за качественную организацию работы.

В отношении руководителей, не организовавших должным образом работу на кафедрах и в институтах, сделаны определённые выводы с последующим принятием решений.

Большим стимулом эффективной работы преподавателей является «Рейтинговая система оценки деятельности преподавателей». По результатам работы в 2015 году преподаватели нашего университета ежемесячно, начиная с февраля 2016 года, будут получать ежемесячную надбавку от 3000 до 80 000 рублей. Но социальной справедливости здесь не может быть, большая заработная плата у того преподавателя, кто  вносит больший вклад в «копилку достижений» университета.

Сегодня в СУЭД уже размещен приказ ректора № 65 от 11 февраля 2016 года «Об утверждении показателей рейтинга ППС и порядка работ по их учету в 2016 году».  Этим приказом установлены 10 показателей, которые оценивают качество и эффективность работы преподавателей. Это своего рода ответ на вопросы: какие преподаватели и какого качества их работа нам сегодня нужны.

Мы, наконец-то, разрешили конфликт интересов, заложенный в эффективных контрактах и показателях рейтинговой системы.

Для того чтобы преподавателю не потерять свою квалификацию и пройти по конкурсу на должность ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора, необходимо заниматься научной работой. Результат научной работы может быть различного качества. Это публикации в журнале базы данных РИНЦ за бюджет времени в рамках исполнения должностных обязанностей (так называемая «вторая половина дня») или РИНЦ, но с импакт-фактором от 0,5. И это уже за 15 баллов в рейтинге или 3000 рублей ежемесячной надбавки.

Кроме того, в этом году в рейтинговую систему введен показатель, направленный на стимулирование преподавателей на совместную со студентами работу по разработке и реализации проектов по заказу университета. Для нас очень важно, чтобы вуз развивался усилиями наших студентов и преподавателей. Стоимостное выражение таких работ в баллах будет устанавливаться техническим заданием от вуза, по предварительной договоренности с разработчиком. Например, сейчас студенты Института сервиса, моды и дизайна разрабатывают проект по подсветке корпусов кампуса ВГУЭС в ночное время. Это очень трудоемкая, очень полезная и нужная для вуза работа и, конечно, она будет хорошо оплачена через соответствующее начисление баллов в рейтинг преподавателя, который эту работу обеспечивает. И это не один такой проект. Заказы есть у Института сервиса, моды и дизайна, кафедры информационных технологий и систем, кафедры международного маркетинга и торговли. Но сразу отмечу, что оплачиваться через рейтинговую систему будут те проекты, которые действительно будут результативны, будут реализованы вузом и принесут экономический эффект, а не лягут «под сукно» в виде некой теоретической разработки.

Это касается и электронных курсов в среде Moodle. Можно и нужно электронные курсы создавать, но это не самоцель, важно повышать качество учебного процесса, используя созданные курсы, проводить занятия по современным методикам, таким, например, как «перевернутый класс».

Возникает вопрос: а как быть преподавателям, которым необходимо пройти по конкурсу? Как им сделать две публикации (издать монографию, издать учебное пособие и т.д.), если университет заказ на эти публикации (монографии, учебники, учебные пособия) не делает?

– Вот здесь у заведующего кафедрой достаточно много инструментов: преподавателя можно включить в действующую исследовательскую группу и далее – в соавторы публикаций, при этом поручить другую работу, не менее важную с точки зрения функционирования кафедры, включить отдельные работы во «вторую половину дня» преподавателя, переключить преподавателя на те виды работ, которые оплачиваются за счет кафедральных смет по научной деятельности и по дополнительным образовательным программам. Задача заведующего кафедрой – организовать работу научно-педагогического коллектива так, чтобы потенциал каждого преподавателя максимально раскрылся. Ресурсов и механизмов для этого сегодня в нашем университете вполне достаточно.

Все локальные документы, которые мы сегодня генерируем в ректорате, направлены на то, чтобы выполнить ограниченным ресурсом максимальное количество необходимой работы, по результатам которой нас оценивает Министерство образования и науки РФ.

И в завершение мне бы хотелось обратиться ко всем преподавателям нашего университета. Сегодня действительно непростые времена не только в стране, но в отдельно взятой отрасли – образовательной. Мы с вами сегодня должны делать то, что никогда не делали, что раньше не являлось задачей преподавателя высшей школы. Но времена меняются. Давайте осознаем важность момента, подумаем, чем можем быть полезны родному университету и, «засучив рукава», примемся за дело.