Во ВГУЭС прошёл круглый стол «Современные подходы к профориентации как системе взаимодействия личности и общества в контексте развития региона»

1 февраля 2016

Во ВГУЭС прошёл круглый стол «Современные подходы к профориентации как системе взаимодействия личности и общества в контексте развития региона»

Во ВГУЭС прошёл круглый стол «Современные подходы к профориентации как системе взаимодействия личности и общества в контексте развития региона»

В середине февраля во ВГУЭС прошёл круглый стол при участии рабочей группы общественного экспертного совета по региональной образовательной политике в Приморском крае, посвященный проблемам профессиональной ориентации студентов и школьников.

В круглом столе приняли участие более сорока человек, среди которых были представители краевой власти, администрации университета, руководители Департамента образования и науки, Департамента труда и социального развития Приморского края: Ковалёв Илья Николаевич, вице-губернатор Приморского края по вопросам образования, реализации научных и инновационных проектов, записи актов гражданского состояния, культуры и молодежной политики, Лазарев Геннадий Иннокентьевич, президент ВГУЭС, депутат Законодательного Собрания Приморского края, Терентьева Татьяна Валерьевна, ректор ВГУЭС, Черновицкая Екатерина Вениаминовна, заместитель директора департамента образования и науки Приморского края, Каня Светлана Владимировна, председатель Общественного экспертного совета по региональной образовательной политике в Приморском крае, Мартыненко Оксана Олеговна, зам. председателя Общественного экспертного совета по региональной образовательной политике, проректор ВГУЭС, Петрунько Александр Викторович, проректор ПК ИРО, Грушунова Елена Викторовна, начальник отдела профориентации и профессионального обучения департамента труда и социального развития Приморского края, а также директора школ, колледжей, руководители служб профориентации вузов, колледжей, работники муниципальных органов управления образованием, руководители кадровых служб предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и руководители структурных подразделений ВГУЭС.

Профориентация в настоящее время рассматривается как важнейшая государственная задача.

На круглом столе был проведён анализ профориентационной работы в Приморском крае, представлены лучшие практики профориентационной работы как в Приморье, так за рубежом, обозначены наиболее острые и актуальные проблемы профессионального самоопределения молодежи края и пути их решения.

Вице-губернатор Приморского края Ковалев И.Н. подчеркнул значимость рассматриваемой темы и отметил:

- Профориентация в настоящее время рассматривается как важнейшая государственная задача. Необходимо найти методы и формы к ее решению, которые позволят каждому молодому человеку выбрать наиболее подходящую профессию и принести максимальную пользу обществу. Важно уйти от формального подхода, а найти такие направления в этой работе, чтобы молодой человек как можно раньше профессионально определился, чтобы в процессе обучения приобрёл общекультурные и профессиональные компетенции, которые, действительно, помогут ему стать востребованным и успешным. Для этого необходим конструктивный диалог всех заинтересованных сторон: школы, работодателей, вузов, колледжей, власти. Сегодня профориентация требует инноваций, а именно: внедрение элементов профориентации непосредственно в сам учебный процесс, чтобы показать ребёнку ценность профессиональной деятельности вообще и донести мысль о необходимости найти своё место в социуме, вне зависимости от того, кем конкретно, он будет работать.

Президент ВГУЭС Лазарев Г.И. рассказал о несформированности профессиональных представлений школьников и об опыте зарубежных стран:

В связи с реализацией стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации возрастают потребности регионов в определенных специалистах. Профессиональная ориентация молодежи как часть всестороннего и гармоничного развития личности приобретает огромное значение. Собравшиеся в зале все в основе практики, поэтому понимают высокую значимость данного вопроса. Сегодня не только государство координирует эту работу, но и край. Следует обратить внимание на опыт европейских стран и особенно Японии, в которых практико-ориентированное образование молодёжи организовано на высоком уровне.

В последние годы активно развивается система социального партнерства с заинтересованными работодателями, без которых реализация современных форматов профориентационной работы была бы невозможна.

Ректор ВГУЭС Терентьева Т.В. отметила ряд причин, снижающих результаты профориентационной работы:

Роль профориентации в нашей стране приобретает особую актуальность и значимость. Школьнику всё сложнее сделать профессиональный выбор, и это можно обосновать. Во-первых, мир профессий стал более дифференцированным, количество вузов, колледжей, направлений подготовки увеличилось в разы. Поэтому для школьника задача профессионального самоопределения становится сложной, соответственно, организация содействия и помощи в этом вопросе возрастает. Во-вторых, сформировалось доверие со стороны населения к профориентационным услугам, понимание целесообразности их получения в молодом и взрослом возрасте.

Заместитель директора Департамента образования и науки Приморского края Черновицкая Е.В. отметила сильные и слабые стороны профориентационной работы:

Хочу подчеркнуть, что в последние годы активно развивается система социального партнерства с заинтересованными работодателями, без которых реализация современных форматов профориентационной работы была бы невозможна. В региональный компонент учебных планов школ края несколько лет назад введен курс по профессиональному самоопределению, задача которого – познакомить школьников с профессиями, возможностями карьеры в той или иной сфере, возможностями продолжения образования.

В 2013-2015 годах большинство руководителей школ края прошли курсы повышения квалификации по направлению «Организация профориентационной работы в школе». Таким образом, в школах края создаются организационно-педагогические условия для профориентации.

В 2015 году Приморский край полноценно включился в международное движение WorldSkills, который признается важнейшим профориентационным механизмом, формой пропаганды рабочих профессий, прикладных квалификаций среди молодёжи. Сегодня созданы площадки чемпионата по семи компетенциям.

Проректор по учебной и воспитательной работе ВГУЭС Мартыненко О.О. представила данные мониторинга по трудоустройству, выбору ЕГЭ выпускниками и жизненным интересам абитуриентов, а также предложения по дальнейшему совершенствованию профориентационной работы в крае, а именно:

- развитие регионального информационного ресурса, объединяющего усилия всех участников процесса и заинтересованных сторон, и предоставляющего информацию о востребованных профессиях ярко, объективно, интересно (http://primcpo.ru/);

- формирование организационного механизма, обеспечивающего доступность профессиональных проб для всех школьников края, используя при этом потенциал вузов края;

- усиление профориентационной работы со студентами в образовательных организациях профессионального образования;

- активизацией позиции работодателей в процессе профориентации, разработки программ профессиональных проб с участием работодателей и на базе предприятий;

- перенос акцента в информационной работе со школьниками на информацию о профессиях, поскольку основным направлением остается информирование о возможностях поступления и условиях обучения в вузах и колледжах;

- изучение лучших практик и поиском эффективных форм вовлечения родителей школьников в профориентационную работу.

Главный специалист Управления по работе с персоналом ОАО «ДЦСС» Киренко М.Б. рассказал о направлениях профориентационной работы предприятия ДЦСС:

Практический опыт проведения профориентации в школах и вузах предприятиями ОАО «ДЦСС» в рамках обеспечения целевого набора для инженерных кадров для предприятий ОПК включает:

- видеопрезентации для школьников и их родителей;

- экскурсии на предприятия;

- тематические занятия по «Введение в специальность»;

- мастер-классы на крупных профориентационных мероприятиях;

- создание специального раздела на сайте;

- спецкурсы для учащихся профильных смен ВДЦ «Океан».

Сотрудники колледжа сервиса и дизайна рассказали об опыте профориентационной работы по программе Минобрнауки «Новые кадры ОПК-2015»  ориентированной на популяризацию рабочих специальностей и подготовке специалистов для ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса Дальнего Востока.

Для школьников мы организуем мастер-классы, которые проводят лучшие мастера предприятий оборонно-промышленного комплекса, с которыми мы сотрудничаем - ОАО «Восточная верфь» и ДЦСС,привозим школьников на экскурсии на предприятия, проводим деловые игры и конкурсы с представителями профсреды, предлагаем разные варианты прохождения профтестирования. Сотрудники нашего колледжа вместе с ведущими специалистамипредприятий принимают участие в родительских собраниях и классных часах, – рассказала заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе Бондарь Анна Тимофеевна.

По итогам круглого стола были разработаны рекомендации по дальнейшему развитию и совершенствованию профориентационной работы в Приморском крае.