ВГУЭС определяет приоритеты в развитии профориентационной работы

20 апреля 2017
ВГУЭС определяет приоритеты в развитии профориентационной работы

Во ВГУЭС состоялась краевая научно-практическая конференция «Современные подходы к школьной профориентации как системе взаимодействия личности и общества в контексте развития региона».

Организаторами конференции выступили ВГУЭС, департамент образования и науки Приморского края, Приморский краевой институт развития образования (ПК ИРО), управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, центр ПроОриента (Владивосток).

В конференции приняли участие 128 человек. Большую часть из них составили учителя школ г. Владивостока и 17 территорий Приморского края (Лесозаводск, Артем, Уссурийск, Большой Камень, Дальнегорск, Спасский район, Пожарский район и др.) Также в конференции приняли участие представители вузов Владивостока: ВГУЭС, ДВФУ, Уссурийская сельхозакадемия, МГУ им. Невельского, Дальрыбвтуз, ТОВВМИ, а также ВДЦ «Океан».

На официальном открытии конференции выступила ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева:

- Мы рады приветствовать вас в стенах нашего замечательного университета. Тема сегодняшней научно-практической конференции актуальна и важна. Сегодня нужно говорить о новых подходах в профессиональной ориентации, и конечно, эти подходы должны быть направлены на развитие региона и развитие Приморского края. В октябре мы получили совершенно нерадужную статистику Министерства образования: в 2016 году средний балл ЕГЭ поступивших в вузы Приморского края на бюджетной основе составил 176 баллов. На внебюджетной основе – 169 баллов. Это где-то между твердой тройкой и слабенькой четверкой. А где же таланты? Где же одаренные дети? Они уехали. И основная причина этого в том, что на Дальнем Востоке они не видят для себя перспектив. И возникает вопрос: действительно ли у них нет перспектив или они просто их не видят? И если они их не видят, нам надо в рамках профессиональной ориентации рассказывать о том, что происходит в экономике Приморского края. Как активно развивается наш Приморский край, какие перспективы есть у наших детей, рассказывать о территориях социально-экономического развития, рассказывать о свободном порте Владивосток и тех возможностях, которые дают эти федеральные проекты.

И очень правильно, что конференция проходит в нашем университете, потому что мы очень немного говорим и очень много делаем в этом направлении. Вот еще несколько цифр. В октябре мы провели опрос у бакалавров 4 курса ВГУЭС, примерно половина из них собиралась уехать. И такой же опрос мы провели буквально на днях, когда наши бакалавры заканчивают 8-месячную стажировку в рамках практико-интегрированного обучения. Из 400 человек, которые собирались уехать, 200 – решили остаться. И остаются потому, что они увидели перспективы. Они поработали в организациях, и убедились, что они нужны руководителям организаций, нужны бизнесу. И они понимают теперь перспективы своего развития и перспективы своей жизни в Приморском крае.

Наша основная цель профориентации – это закрепить молодежь в Приморском крае. Я желаю успешной работы конференции, интересных докладов, а самое главное – выработать единый подход, что же нам делать, чтобы эту концептуальную глобальную цель достичь.

Далее в своем приветственном слове президент ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Геннадий Лазарев отметил следующее:

- Тема сегодняшней научно-практической конференции, безусловно, очень важна. В то же время мне представляется, что нельзя забывать еще один важный аспект: вузовская подготовка, программа высшего или среднего профессионального образования, должна быть организована таким образом, чтобы после окончания обучения выпускник был готов к жизни в обществе, к активному продвижению по карьерной лестнице, и по большому счету, мог быть счастливым в этой жизни.

Затем слово взял вице-губернатор Приморского края Илья Ковалев:

- Несмотря на необходимость привлечения квалифицированных кадров в регион, мы должны учитывать конкурентную среду и ориентировать школьников на деятельность не только в этой стране, но и во всех близко находящихся регионах, которые сегодня доступны.

Однако, есть еще одна особенность в новом подрастающем поколении: они начали задавать вопросы про смысл своей работы. Это очень необычный фактор, который внезапно становится ключевым моментом в их самоопределении. Они могут работать за меньшую зарплату, но на интересной работе. И это совершенно новый вектор самоопределения, который для их родителей не характерен. И этот вопрос становится одним из интереснейших факторов сегодняшнего самоопределения молодежи.

В рамках конференции состоялся «Круглый стол»: «Вузы и колледжи как площадка работы со школьниками», на котором обсуждались способы взаимодействия и координации общеобразовательных и профессиональных учебных заведений с работодателями в сфере профессионализации молодежи.

Участники «Круглого стола» выработали следующие предложения:

  • создать общественный ресурсный центр для обмена опытом всех участников процесса профессионального самоопределения молодежи;
  • разработать ресурс для виртуального знакомства учащихся из школ удаленных и труднодоступных районов с жизнедеятельностью и структурой предприятий и организаций;
  • приглашать на профориентационные мероприятия успешных работодателей, заинтересованных в молодых кадрах;
  • проводить обучающие семинары на базе ВДЦ “Океан” для учителей и учащихся; сделать их систематическими, а не останавливаться на “разовых” мероприятиях;
  • разрабатывать и внедрять новые методы и формы сотрудничества с туристическими фирмами в сфере профориентации молодежи в рамках образовательных путешествий.

Также в рамках конференции прошла серия тренингов:

 «Технология управления групповой динамикой в классных группах», ведущий - тренер-психолог – Оглезнева Ирина Сергеевна, Центр имиджа и набора абитуриентов ВГУЭС.

Аудитория: психологи, педагоги-предметники, классные руководители, заместители директора по учебной и воспитательной работе.

Тренинг направлен на повышение профессиональных навыков педагогов по работе с групповой динамикой; распознавание психологических процессов в группе/классе; развитие навыков управления групповыми процессами.

В тренинге приняли участие 18 человек – учителей, директоров школ.

«Как выбрать профессию?»,  ведущий - психолог-профконсультант – Бабошко Надежда Васильевна, Центр имиджа и набора абитуриентов ВГУЭС.

Аудитория: педагоги-предметники, классные руководители, старшеклассники.

Тренинг направлен на изучение особенностей психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьника.

В тренинге приняли участие 15 человек.

Также состоялись следующие мастер-классы:

 «Космодром», ведущий - педагог дополнительного образования Грабовенко Лариса Игоревна, Центр профориентации «ПроОриента».

Аудитория: школьники 1-2 классов, педагоги начальной школы.

Участники познакомились с профессиями в космической сфере через объемное моделирование и художественно-конструкторскую деятельность.

«Современные технологии карьерного самоопределения студентов», ведущий -тренер-психолог Самойличенко Александр Константинович, ассистент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС.

Аудитория: студенты 1-3 курсов разных направлений подготовки, педагоги.

Была сделана презентация методики карьерного самоопределения с элементами профориентационной беседы посредством современных телекоммуникационных и гуманитарных технологий.

В рамках конференции были сделаны выступления по следующим темам:

Профориентация в Приморском крае: актуальная повестка (Мартыненко Оксана Олеговна, Директор Департамента образования и науки Приморского края);

Школа как площадка для формирования потребности в профориентации школьников (Фролова Марина Инсафовна, начальник управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока, к.соц.н.);

Организация среды профессиональных проб как инструмент профессионального самоопределения старшеклассников (Кравчук Людмила Александровна, ректор Приморского краевого института развития образования (ПК ИРО), к.пед.наук);

Программа «Город профессий» как действующая модель профессиональных проб младших школьников (Грабовенко Лариса Игоревна, педагог дополнительного образования, АНО Центр профориентации «ПроОриента», педагог-психолог, архитектор);

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся (Цымбал Елена Владимировна, директор ГОАУ ДОД «Детско-юношеский центр Приморского края»);

Военно-профессиональная ориентация в системе довузовского образования Министерства обороны Российской Федерации (Марченко Елена Николаевна, Филиал Нахимовского военно-морского училища);

Работодатели и выпускники на рынке труда: взаимные ожидания (Николаева Виктория Ивановна, руководитель Регионального центра «Старт-карьера» ВГУЭС);

Профессиональное самоопределение как условие развития надпредметных компетенций (Самойличенко Александр Константинович, ассистент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС).

Примечание:

Тексты выступлений будут размещаться на нашем сайте в разделе «Интервью, статьи, аналитика»