В 2017 году впервые в жюри международного конкурса дизайнеров одежды «Пигмалион» принимал участие профессиональный стилист – Татьяна Никейцева. Мы побеседовали с ней об этом мероприятии и о характерных особенностях взгляда стилистов на одежду и моду в целом.
-Чем вас привлекает модная тематика, почему вы занимаетесь именно этой темой?
-Я занимаюсь профессионально этой темой несколько лет. Мода меня завораживала и влекла с детства. Я еще не ходила в школу, но уже создавала журналы из тетрадок и вырезок бабушкиных «Крестьянки» и «Бурды», из отрывных календарей - настолько меня это влекло. И в 30 лет я позволила себе заниматься тем, что мне нравится. До этого я продолжительное время работала в пиаре, и этот опыт очень мне теперь помогает. И я думаю, что следующей ступенью моего развития будет продюсирование проектов фэшн-индустрии.
- Какое у вас сложилось мнение о Неделе моды во ВГУЭС? Чем оно интересно лично вам, почему вы приняли в ней участие?
- Я считаю это мероприятие достаточно важным для нашего города. Без прекрасного – неважно сколько живет в населенном пункте человек, 6 миллионов или 600 тысяч – людям жить очень сложно. Здесь много людей, которые хотели бы развиваться в этом направлении и как-то реализовать себя. И такое мероприятие может дать очень многим новый толчок. А для себя я нахожу возможность посмотреть, в каком ключе думает наша молодежь, насколько она готова к новым тенденциям, готова развиваться. Готовы ли местные молодые дизайнеры к тому, чтобы делать продукт, который будет востребован и воспринят не только здесь, среди местных любителей красивой одежды, но и на западе и, возможно, в Европе. Мне интересно увидеть что-то, что могло бы развиться не только здесь, но и там.
- Есть ли у вас возможность сравнить Неделю моды о ВГУЭС с какими-то аналогичными мероприятиями, которые вам известны?
- Я была на Неделе моды Mercedes Benz и на Неделе моды в Москве. Это, само собой, другой уровень, другие бюджеты, другие интересы. Здесь у нас участвуют в основном студенты или начинающие дизайнеры, которые не обладают той финансовой и производственной базой, которая есть, к примеру, у участников Mercedes Fashion Week Moscow. Поэтому нет смысла сравнивать, есть смысл сказать, о том, что все равно здесь что-то есть свое и этот дальневосточный взгляд, возможно, отличает нас от запада. И необходимо привлекать большее количество коллег и партнеров из Азии, так как они ближе, они рядом, и мне кажется, что надо в эту сторону смотреть очень активно.
-Каков по вашему мнению уровень местных дизайнеров, есть ли какие-то характерные тенденции?
-Уровень у всех свой. И о наших студентах, а я на конкурсе молодых дизайнеров «Пигмалион» внимательно изучаю и наблюдаю их работы уже 3 год, с некоторыми познакомилась лично, наблюдаю их путь развития, и составила для себя определенное мнение. Я не профессиональный портной или преподаватель этого мастерства. Я могу судить только как стилист и человек, который реализует свои проекты в 3 городах России – это Владивосток, Москва, Санкт-Петербург и преподает в московской Школе стилистики Selfmade. И, к сожалению, тенденция такова, что даже в номинациях «прет-а-порте» или «коммерческая идея», то есть то, что должно практически сразу выходить в массы и продаваться или производиться, нет ощущения сегодняшнего дня, нет ощущения рынка. А ощущение рынка таково, что сегодня у людей существует приверженность к определенным стилям. Это то, что продается, это то, на чем работает большинство шоурумов, отшивающих одежду в Москве, в Санкт-Петербурге. Так работают ребята, у которых есть идея, есть покупатель, которые растут, которые открывают магазины в торговых центрах, в других городах, работают по франшизе. Они выросли точно из таких же дизайнеров, которые начинали на локальных конкурсах в своих городах.
И еще хочется, чтобы наши студенты смотрели больше. Ведь что в принципе способно сформировать вкус? Неважно дизайнер ты или нет. Если вкус есть от рождения – это прекрасно, но усилить или развить его максимально способны три основополагающих вещи: это путешествия, общение с людьми, которые хорошо в этом разбираются и насмотренность. Студенты, молодые люди, могут себе позволить пока только 3 пункт – насмотренность, и вот почему-то ее я не наблюдаю. Не смотрят улицу, не смотрят тенденции, не смотрят, что сейчас делают их коллеги. По крайней мере, я не вижу признаков этого в коллекциях. Речь не идет о копировании, речь идет о вдохновении. Например, такой сайт theblueprint – кто его читает из ребят? А они там должны проводить время сутками, потому что тот аналитический материал, который там выдается, это не vogue.ru, где просто взяли миктротренд или макротренд и описали его тремя словами, потому что это коммерческий конвейер. И это не vogue.com, хотя его делают американцы, и у них несколько иной взгляд на многие вещи. (Хотя смотреть и изучать необходимо и тот и другой). Theblueprint и похожие на него сайты дают аналитическую информацию, современный взгляд, и на прошлое, в том числе. Например, стиль в кино. Очень многие вдохновляются тем что происходит в популярной культуре, перерабатывают это, пересматривают, выносят в своем творчестве, в своих коллекциях. Тут я пока, к сожалению, ничего этого не вижу. И после «Пигмалиона» очень хочется организовать встречу со студентами и сказать: «Ребята, откуда вы это все берете, и что потом людям с этим делать?» Ладно, категория «перфоманс», «прет-а-порте де люкс», но, когда речь идет о «бизнес-идее», о «прет-а-порте», то, к сожалению, совсем нет ничего, что могло бы отвечать сегодняшнему рынку, насколько я его понимаю.
-Каковы по вашему мнению перспективы развития у модного направления на Дальнем Востоке России?
-Перспективы – великолепные, просто чудесные. Только если бы кто-нибудь их развивал. Потому, что не хватает притока новоформатных знаний, не хватает понимания того, как это нужно делать, что продается, что нет, не хватает обмена – мы все равно тут в определенной консервации, так как между нами и центром страны очень много городов, в которых точно также нет каких-то веяний и вливаний, нет новой энергии. Нам повезло больше, у нас есть восток, и он действительно способен на нас повлиять. Но мы его почему-то рассматриваем его каким-то очень аккуратным и осторожным образом. Студенты ездят на различные стажировки, я это знаю, у меня есть знакомые, которые так делают, но при этом как-то это все очень не глубоко, не масштабно. Мне кажется, мы могли бы гораздо больше взаимодействовать. Так что перспективы есть, но мы не в полной мере их реализуем.
-Что вы думаете о международном конкурсе молодых дизайнеров «Пигмалион»? Интересно ли вам было работать в жюри конкурса?
-В жюри было очень интересно работать, я бы с удовольствием еще раз поработала в таком формате. «Пигмалион» интересен уже тем, что это единственный конкурс, который позволяет людям, которые задумываются, о моде, о том, как сделать этот мир красивее – это очень важно. Поэтому я считаю, что это здорово, что «Пигмалион» есть, и считаю, что конечно его нужно максимально развивать, и внимание властей и спонсоров к этому мероприятию должно быть более глубоким, нежели есть сейчас.
-Строгий ли вы судья?
-Я думаю, что да. Я просто сужу не как дизайнер, не как преподаватель, а как стилист, как человек практикующий, который ежедневно этим занимается и ходит на разборы гардеробов к клиентам, причем в абсолютно разных городах нашей страны, который ходит на шопинг-сопровождение, который понимает, что нужно обычным людям, что сейчас носят, что сейчас актуально. Поэтому мне сложновато быть в полете фантазии, в полете творчества, так как приходя в магазины города Владивостока, я понимаю, как сложно найти то, что может соответствовать актуальности сегодняшнего дня, интересам моего клиента и нашему шопинг-листу. Я все-таки смотрю в первую очередь на то, кто мог бы надеть это, как бы это можно было надеть. В этом плане мне кажется я очень строгий судья.
-Нравится ли вам как одеваются люди во Владивостоке? Каковы отличия повседневной одежды в нашем городе и в других известных вам регионах России?
- Есть такое понятие «метафора цивилизации» - это надстилевое решение, которым обуславливается выбор внешнего вида и одежды в том или ином населенном пункте. Мы знаем про французский стиль, про итальянскую яркость и любовь к цвету, мы знаем про скандинавскую и вообще североевропейскую чистоту - чистоту линий, чистоту тканей, минимализм. У всех есть какая-то история. Владивосток в этом плане тоже очень своеобразный и интересный город, он, с одной стороны, очень яркий, с другой стороны, очень типовой. Яркий он с точки зрения своего прошлого и своего географического положения, потому что, когда нигде ничего не было, во Владивосток привозили все, что мерцало, все, что блестело, все, что вообще было похоже на несоветское. И женщины Находки, Владивостока были как-то больше в этом плане искушены. Мне кажется это повлияло на остальных людей, на остальные поколения в том числе. И сейчас человека, одетого очень нарядно, на каблуках, что очень нефункционально можно встретить в любом месте и в любое время – неважно день это или утро, неважно, что это сопки. Владивосток характерен тем, что нарядно – важнее, чем комфортно. Это не плохо, это просто наша особенность, но переодеть здесь хочется очень многих. И практически везде, где бы я ни была. Может, конечно, это уже профессиональная деформация.
-Какую одежду любите лично вы? Какую терпеть не можете?
- Одежды, которую я терпеть не могу – не существует. Я просто знаю, как любую одежду применить так, чтобы из очень неудобоваримой с точки зрения вкуса и стиля вещи сделать такую, что она сможет в образе приблизиться к адекватному положению на человеке. А люблю – тут нельзя сказать конкретно об одежде, можно сказать о стилевых направлениях, которые я люблю. Я очень люблю минимализм, я люблю смарт кэжуал, спорт шик, я люблю бохо, очень умеренное правда, и очень умеренную романтику. И люблю увязывать эти стили с натуральным естественным стилем. Я люблю основные вещи – базовые их еще иногда называют. Они позволяют очень хорошо представить особенные вещи в образе и очень хорошо между собой сочетаются. Убеждена, что базовые вещи – это прежде всего крой, простой и лаконичный. Это не цвет. Цвет может быть яркий у базовых вещей, но главное, чтобы они были очень простые по крою, без дополнительного декора, без принта, без дополнительных элементов, акцентов, тогда они будут очень хорошо сочетаться между собой, хорошо сочетаться с особенными вещами, могут поддержать их в нарядной группе, в каком-то смарт кэжуале, смарт шике, и хорошо наполнят гардероб той необходимой базой, которая практически у всех отсутствует. Потому, что покупать все очень любят особенные вещи. Особенные вещи – с ними понятно за что ты платишь деньги, потому что они особенные. Но когда мы говорим о круге жизненных обстоятельств, и вечерние выходы, когда необходимо использовать нарядную группу, не так часты в нашей жизни, то тут нам не поможет гардероб, который состоит только из особенных вещей.
-Что находится на пике моды в текущем сезоне?
- Как сейчас говорят все стилисты – фэшн стилисты, персональные стилисты, коммерческие стилисты (это, кстати, совершенно разные категории стилистов и занимаются они разными вещами и даже выглядят по-разному) сейчас модно все, смотря как ты это простилизуешь. Тенденции 70-е и 90-е все еще не сдают свои позиции. Примерно с осени этого года должен активно заступить тренд на 80-е: пауэр-вумен, жакеты с плечами. Но я считаю, что обо всех этих трендовых историях можно говорить только тогда, когда у человека собран правильный хороший базовый гардероб. В общем, в моде сейчас многое, и особенно модно сейчас обращать внимание на свои индивидуальные особенности, на то как ты выглядишь, какие линии внешности, какие стилевые предпочтения. Нужно смотреть картинки, смотреть Pinterest, смотреть Vouge, смотреть сайты, которые делают правильные материалы о моде, и немножко понимать себя, изучать себя. И тогда можно выбрать то, что будет актуальным, то, что будет нравиться тебе и то, что будет носибельно для круга жизненных обстоятельств, который влияет на конкретного человека. Поработать со стилистом тоже было бы полезно для многих людей этого города, узнать что-то новое.
-Что для вас значит «одеваться со вкусом»?
- Человек, одевающийся со вкусом - это для меня тот человек, который понимает свои индивидуальные особенности, ресурсы своей внешности, линии внешности, тип фигуры, свой колорит, свою контрастность, цвета, которые ему подходят, а не ограничивается палеткой в магазине, которую ему дал стилист. Он это понимает, понимает себя, понимает свою внешность, понимает сколько ему лет и, главное, знает куда он надевает эту одежду. Очень важна уместность и функциональность. И для меня человек со вкусом – это тот, кто одет современно, актуально, который выглядит уместно и функционально. И я всем этого желаю. Это не так сложно. Нужно просто разобраться и «насмотреть» глаз. Тогда станет понятно, как выглядеть эффектно в любом возрасте, с любым бюджетом.