Директор Высшей школы телевидения ВГУЭС Сергей Булах: «Выпускать бакалавров-журналистов только ради диплома – уже не модно»

19 марта 2018
Директор Высшей школы телевидения ВГУЭС Сергей Булах: «Выпускать бакалавров-журналистов только ради диплома – уже не модно»

В сентябре 2018 года Высшая школа телевидения ВГУЭС (ВШТ) отмечает свой первый юбилей – пять лет. Какие изменения ждут абитуриентов нового набора, о чём студенты пишут в дипломных работах и легко ли трудоустроиться выпускнику, рассказал директор ВШТ Сергей Булах:

— В этом году у нас сразу два выпуска: 17 человек направления «Мультимедийная журналистика», и впервые – 8 студентов направления «Реклама и связи с общественностью». Если вернуться на пять лет назад и вспомнить, с чего всё начиналось, то первым открылось направление для мультимедийных журналистов, а через год мы запустили направление для рекламщиков.

— В чём принципиальное отличие ВШТ от других школ или направлений по журналистике?

— Принципиальная разница заключается в том, что разные школы по-разному относятся к формированию практических профессиональных навыков будущих работников медиа. Мы используем новый подход, который впервые был реализован в Высшей школе телевидения МГУ Виталием Третьяковым и его командой.

Идея создания Высшей школы телевидения ВГУЭС заключалась в том, чтобы посмотреть на мультимедийную деятельность в комплексе: не готовить только пишущих журналистов или только снимающих, или говорящих, а посмотреть на эту профессию сразу со всех сторон. Тем более, всё образование сейчас идёт по такому пути. В 2018 году заканчиваются наборы на бакалаврские программы по стандарту 3+, и образование в стране переходит на стандарт 3++, в котором «второй плюс» – это главная составляющая, ради чего мы затевали Высшую школу телевидения. Это составляющая связана с подготовкой бакалавров по тем компетенциям, которые определены профессиональным сообществом. То есть университет и работодатель будут находиться в постоянном диалоге.

— На Дальнем Востоке ВГУЭС первым освоил такой стандарт?

— Да. Ранее практикующие специалисты приходили к студентам исключительно из добрых намерений. Они не были закреплены за университетом. С 1 января 2019 года стандарты изменятся. Приведу пример: если мы решим, что рынок серьёзно проседает, и нет телевизионных ведущих или аналитиков в информационный отдел редакции, то мы вместе с работодателем составим такую образовательную программу, в которой все компетенции для вышеуказанных должностей будут учтены.

Выпускать бакалавров-журналистов только ради диплома – уже никому не нужно и не модно. Студенты идут за конкретными знаниями.

— А что умеют студенты ВШТ? Какие они приобретают профессиональные навыки во время учёбы?

— Они знают технологии по сбору, проверке и обработке информации. Технологии современного теле- и радиовещания. Могут администрировать и редактировать интернет-ресурсы. Работать в команде, монтировать видео, снимать фильмы и репортажи.

— Вы в постоянном контакте с прессой?

— Конечно. Экспертами наших образовательных программ выступают ведущие топ-менеджеры теле- и радиокомпаний, издательских домов, рекламных агентств. Например, журналисты и продюсеры ОТВ и ГТРК «Владивосток». Работаем с пресс-секретарями крупных компаний.

В Высшей школе телевидения действует система «Приглашённого профессора», где в качестве мастеров и преподавателей у нас работают специалисты из абсолютно разных средств массовой информации.

— Выпускники потом легко устраиваются на работу?

— Наши ребята работают уже с первого курса. Кто-то практикантом, кто-то стажёром. Например, с самого начала учёбы наша студентка Александра Мостовая сотрудничает с ОТВ, сейчас она уже штатный сотрудник компании. Виктория Шандыбина пишет дипломную работу и делает новостные сюжеты на ВГТРК («Россия 1»). Также на местном телеканале «Россия 1» работают выпускницы Виктория Фоменко и Кристина Радченко. Анастасия Карицкая – корреспондент информационного агентства «Восток-Медиа». Анастасия Лещенко – в ИА «PrimaMedia». Четыре выпускника 2017 года обучаются в различных магистратурах, в их числе: Евгения Калиниченко, Роман Шелухин, Илья Клименко. Кирилл Дышловой успешно продолжает обучение  драматургии во ВГИКЕ.  Анастасия Криулькина трудится в телевизионной компании Южно-Сахалинска.

Многие нынешние студенты активно сотрудничают со СМИ Владивостока и Приморья.  Например, первокурсник Никита Денисов дебютировал в качестве телерепортера на телеканале ГТРК «Владивосток».

— То есть востребованность в студентах ВШТ есть?

— Не было бы востребованности, мы бы не обеспечивали такой большой набор: в 2017-ом к нам в Высшую школу телевидения на направление «Мультимедийная журналистика» поступило 62 человека. На «Рекламу и связи с общественностью» – 32.

— Выпускники ВШТ прошлого года писали дипломные работы в основном на темы SMM и тревел-журналистики. А что в тренде у студентов 2018 года?

— Я не думаю, что принципиально что-то поменяется. Во-первых, это будут очень разные работы. Во-вторых, мы с преподавателями настаиваем, чтобы подавляющее большинство работ были не исследовательского характера, а практического – творческого. При этом мы не ограничиваем их рамками определённого формата. Студенты могут писать дипломную работу в одиночку, а могут и сообща. Публиковать свои результаты в соцсетях, заливать работы на YouTube.

Приведу пример. Один студент сейчас пишет выпускную квалификационную работу на тему «Особенности контрпропаганды». Молодой человек решил, что можно создать собственный контент вне эфирного пространства и позволить себе больше свободы. То есть его работа будет в интернете. И так может делать любой, нет никаких запретов.

— Обучение в Высшей школе телевидения ВГУЭС платное. А есть ли какие-то программы поддержки для студентов?

— Уже два года в университете действует уникальная практика: студентов стимулируют именной стипендией. Поощряют самых активных. За высокий балл по ЕГЭ, за творческую активность, за высокие спортивные достижения и высокие показатели в учёбе и научных исследованиях.

— И напоследок: как вы считаете, что именно ценят в вашей образовательной программе студенты Высшей школы телевидения ВГУЭС?

— Мы каждый год проводим опросы среди студентов, и практически все говорят, что довольны объёмом практических дисциплин. На это мы и делаем упор. Большая часть преподавателей у нас связана с масс-медиа, а это выгодно отличает нас от конкурентов.