Педагогическое образование во ВГУЭС: первый шаг на пути к решению кадрового вопроса в Приморье

20 Марта 2019Обучение
Педагогическое образование во ВГУЭС: первый шаг на пути к решению кадрового вопроса в Приморье

Во ВГУЭС состоялся Круглый стол на важную и актуальную тему для всего Приморского края: «Педагогическое образование во ВГУЭС».  Организаторы – Институт иностранных языков и Кафедра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ВГУЭС.  Участниками встречи стали 22 специалиста: представители высшего, среднего и среднего общего образования. На повестке дня – обсуждение концепции реализации новой основной профессиональной образовательной программы бакалавриата ВГУЭС «Педагогическое образование».

— Мы рады сообщить профессиональному сообществу, что в 2018 году Владивостокский государственный университет экономики и сервиса получил лицензию на право осуществлять подготовку бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык». С 2019 года ВГУЭС начинает готовить учителей английского языка. В ближайших планах – открытие профиля для подготовки учителей по физической культуре, – рассказала директор Института иностранных языков Юлия Коновалова. — Поскольку обучение во ВГУЭС строится по практико-интегрированной траектории, нам крайне важно учитывать мнение будущих работодателей, учителей-практиков при формировании образовательной программы. Именно поэтому мы пригласили руководителей и учителей школ и образовательных учреждений СПО – практиков, методистов – для того чтобы обобщить имеющийся опыт и утвердить общий подход к обучению будущих учителей.

Особенность и уникальность новой образовательной программы состоит в следующем. Во-первых, ВГУЭС сознательно выбрал вариант подготовки с одним профилем – «Иностранный язык (английский)», это значит, что университет сохраняет нормативный период обучения 4 года, в отличие от других учебных заведений региона, которые осуществляют подготовку учителей сразу по двум профилям, в связи с чем время обучения бакалавров увеличивается до пяти лет. Во-вторых, тесное сотрудничество ВГУЭС и Дальневосточного центра непрерывного образования (ДВЦНО) позволяет не только организовать преподавание специалистами-практиками ряда важнейших дисциплин на базе Психолого-педагогического центра АНПОО «ДВЦНО», но и предоставить отличную базу для учебных и производственных практик по всем уровням образования – дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования.  А кроме того, что важно для потенциальных абитуриентов: ВГУЭС – единственный вуз, осуществляющий подготовку по направлению «Педагогическое образование» во Владивостоке.

— Специфика Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения такова, что они, с одной стороны, дают полную свободу вузам в формировании содержания образовательных программ, а с другой – диктуют жесткую необходимость тесного взаимодействия вуза и профсреды. Только так, четко понимая задачи работодателей, мы можем выработать правильную траекторию подготовки выпускников. Наша цель – максимально приблизить образовательную программу к потребностям школ и организаций СПО, а значит, быть полезными вам, городу, краю. Сегодняшняя встреча –важный шаг, который необходимо сделать и который полностью соответствует миссии ВГУЭС – содействовать устойчивому социально-экономическому развитию региона путем подготовки востребованных кадров, – слове выразила надежду на сотрудничество университета и представителей профессиональной среды Директор департамента учебно-воспитательной работы ВГУЭС Юлия Чебова.

Руководитель Психолого-педагогического центра АНПОО ДВЦНО кандидат педагогических наук Евгения Серова рассказала участникам встречи о том, как планируется организовывать практико-интегрированное обучение по программе «Педагогическое образование»:

— С первых дней обучения у студентов будет возможность познакомиться с особенностями работы образовательных учреждений разных типов – государственными и частными, общего и дополнительного образования. В соответствии с современными требованиями особое внимание уделяется вопросам инклюзивного образования. Для наших студентов мы предусмотрели специальные дисциплины, посвященные вопросам психологии и методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» предусматривает трудоемкость всех видов практик, равную трудоемкости целого учебного года, то мы уверены, что наши будущие выпускники выйдут из стен университета уже подготовленными к профессиональной деятельности.

Директор Института иностранных языков Юлия Коновалова и заведующий кафедрой физкультурно-оздоровительной работы Ольга Барабаш кратко познакомили присутствующих с особенностями образовательных программ по профилям «Иностранный язык», «Физическая культура». Ольга Барабаш сделала акцент на возможности интеграции СПО и высшего образования:

— Сейчас наша деятельность направлена на реализацию интегрированных программ среднего профессионального образования и высшего образования в части, касающейся профиля «Физическая культура», что соответствует принятой в настоящее время образовательной парадигме: «Непрерывное профессиональное образование через обеспечение преемственности между его уровнями». В Приморском крае существуют три образовательных организации, реализующих программы СПО по специальности 49.02.01 «Физическая культура», поэтому создание образовательных комплексов, реализующих интегрированные программы, может усилить позиции и учреждений СПО, и наши позиции. Первое совместное мероприятие пройдет уже 18 апреля в рамках проведения международной научно-практической конференции-конкурса студентов, аспирантов и молодых учёных «Интеллектуальный потенциал вузов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР». В работе секции «Физическая культура, спорт и здоровье: концепции, инновации, технологии» примут участие студенты Приморского государственного училища (техникума) олимпийского резерва, Колледжа сервиса и дизайна ВГУЭС и Спасского педагогического колледжа.

Ольга Виселова, директор средней общеобразовательной школы № 13 с углубленным изучением английского языка, так прокомментировала встречу:

— ВГУЭС взялся за большое и очень важное дело. Квалифицированные творческие, активные учителя английского языка всегда нужны в школе. И мы готовы выступить базой практики и экспериментальной площадкой для студентов-педагогов. А меры государственной материальной поддержки (так называемые «подъемные», ежемесячные стимулирующие доплаты, льготные условия по ипотеке) для молодых энтузиастов, которые приходят работать в школу по окончании университета, делают профессию учителя все более и более привлекательной.

Директор средней общеобразовательной школы № 63 с углубленным изучением китайского языка Анна Вдовиченко отметила:

— Сотрудничество между нашей школой и ВГУЭС идет достаточно активно по ряду направлений – мы проводим совместные мероприятия с нашими учениками и китайскими студентами Института иностранных языков ВГУЭС, наши ребята участвуют в мастер-классах по иностранным языкам в университете, в ближайших планах – проведение на базе ВГУЭС для наших учителей иностранных языков методического семинара, посвященного современным технологиям обучения. Будем рады принять на практику и будущих педагогов. А в перспективе мы рассматриваем возможность открытия в нашей школе профильного педагогического класса.

По итогам работы участниками встречи были сформулированы профессиональные компетенции будущих выпускников, определены индикаторы (показатели) их достижения, внесены конструктивные предложения по вопросам формирования учебных планов, организации учебного процесса и проведения государственной итоговой аттестации.

Юлия Коновалова поблагодарила всех активных участников Круглого стола и подвела итог встречи:

— Я вижу, что, в целом, присутствующие отметили своевременность открытия во ВГУЭС образовательной программы по педагогике, поскольку образовательные учреждения города и края испытывают серьезную потребность в кадрах, в учителях иностранного языка и физической культуры в том числе. Особенно остро вопрос дефицита учителей английского языка возникает в связи с предстоящим введением в России в недалеком будущем обязательного ЕГЭ по иностранному языку. А это значит, что для наших выпускников будет гарантировано трудоустройство.

Справка

Участниками Круглого стола стали преподаватели и сотрудники университета, в том числе преподаватели Академического колледжа и Колледжа сервиса и дизайна. Также в обсуждении приняли участие преподаватели других учебных заведений – специализированных владивостокских школ и гимназий (Средней общеобразовательной школы № 63 с углубленным изучением китайского языка; Средней общеобразовательной школы № 13 с углубленным изучением английского языка; Гимназии №1 г.; Школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей имени Н. Н. Дубинина); учебных подразделений  из состава АНПОО «Дальневосточный центр непрерывного образования» – Международной лингвистической школы, Классической европейской прогимназии и Академического колледжа; Спасского педагогического колледжа, Приморского государственного училища (техникума) олимпийского резерва.

Персоны

Чебова Юлия ГригорьевнаЧебова Юлия Григорьевна

Департамент учебной и воспитательной работы ,Директор департамента

Коновалова Юлия ОлеговнаКоновалова Юлия Олеговна

Институт иностранных языков ,Директор института

Барабаш Ольга Алексеевна

Кафедра физкультурно-оздоровительной и спортивной работы ,Заведующий кафедрой