Научный опыт. Студенты ВГУЭС учатся управлять объектами «силой мысли»

17 Май 2019Наука
Научный опыт. Студенты ВГУЭС учатся управлять объектами «силой мысли»

Студенты 3 курса кафедры информационных технологий и систем ВГУЭС Владимир Костерин, Станислав Зарицкий и Елизавета Теплова изучают возможности мозга с помощью нейрокомпьютерного интерфейса (нейронного шлема). В дальнейшем такая работа ляжет в основу при создании приложений по управлению объектами – в частности, протезом бионической руки.

Сейчас студенты анализируют поступающие сигналы, чтобы в дальнейшем их использовать для практических применений. Сигналы нужно отфильтровать и выделить особенности для составления команд.

— Все в своё время мечтали что-нибудь делать с помощью «силы мысли». Сегодня это реально. Управлять объектами стало возможно благодаря нейро-гарнитуре. В нашем случае – это шлем, который мы надеваем на голову, – объясняет Владимир Костерин. — А для наглядного примера можно вспомнить изобретение великого физика Стивена Хокинга: в последние годы его жизни специальное устройство, которое считывало импульсы, было закреплено у него только на щеке под глазом. Эта была единственная мышца, которая могла двигаться. Учёный с помощью движений щекой набирал символы на виртуальной клавиатуре и таким образом общался с людьми. То есть импульсы могут происходить не только, когда человек думает. Сигналы могут отдавать и мышцы.

По-научному то, чем занимаются студенты, называется исследованием особенностей параметров электроэнцефалограммы. Электроэнцефалограмма – это графическое изображение сложного колебательного электрического процесса, который регистрируется в нейронах головного мозга. На все этапы работы у студентов уйдёт ещё не один месяц. Результатом станет презентация законченного исследования в рамках проектного обучения во ВГУЭС.

— Я уже много лет специализируюсь на работе нейро-гарнитур, поэтому предложил студентам 3 курса проект по этой теме. Станислав, Елизавета и Владимир сами проявили интерес и записались в мою группу. Актуальность этого проекта обусловлена потенциалом мозга, его возможности ещё не охвачены всеми исследовательскими базами данных, есть что изучать. Одна из наших задач – создать базу данных для новых потенциалов. В дальнейших эти особенности мы сможем применить в конкретных приложениях по управлению объектами, информационной безопасности, медицине, – рассказывает руководитель проекта, ассистент кафедры информационных технологий и систем ВГУЭС Алексей Боршевников.

Станислав Зарицкий и Владимир Костерин ещё на первом курсе мечтали создавать компьютерные игры. С этой целью поступали во ВГУЭС. Но в процессе обучения выделили для себя новое актуальное направление – анализ данных. Круг интерес расширился и у напарницы Елизаветы Тепловой.

— Я изначально знала, что наш университет сильнее, чем другие вузы по уровню преподавателей, качеству образования. Все мои друзья и знакомые приводили в пример именно преподавателей ВГУЭС. Я очень благодарна доценту кафедры Васильеву Борису Константиновичу, – говорит Елизавета. — К третьему курсу я начала заниматься разными вещами. Помимо программирования, мне интересно 3D-моделирование. После выпуска планирую реализовать себя во всех областях.

Проектное обучение во ВГУЭС выведено в отдельную образовательную дисциплину. Благодаря новой форме образования, студенты и преподаватели уже реализовали на практике сотни социально-значимых и коммерческих проектов в различных сферах: экономической, образовательной, военно-исторической, трансграничной, туристической и многих других.