Ученые ВГУЭС совместно с иностранными коллегами исследуют дружественность городской среды к детям и молодежи

14 Октября 2019
Ученые ВГУЭС совместно с иностранными коллегами исследуют дружественность городской среды к детям и молодежи

Социологическое исследование на тему дружественности среды постсоветских городов к детям и молодежи, над которым в течение двух лет работала заведующая научной лабораторией комплексных исследований детства ВГУЭС, доктор социологических наук, профессор Александра Филипова, подошло к финальной стадии. Авторы исследования – российские и белорусские ученые, в число которых входит и Александра Геннадьевна, уже готовятся к обсуждению его результатов за круглым столом ежегодной конференции «Ковалёвские чтения 2020» в г. Санкт-Петербурге.

В качестве объектов исследования социологи выбрали по три российских и белорусских города: Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург, Минск, Бобруйск и Гродно.

- У постсоветских городов очень много параллелей, связь межу которыми хорошо прослеживается. Города мы отбирали по принципу приблизительной похожести: у них общий культурно-исторический опыт, отразившийся в переплетении в городской среде элементов советской архитектурной застройки и западноевропейских элементов инфраструктуры. Это деловые районы, торговые и пешеходные улицы, торгово-развлекательные центры - рассказала Александра Геннадьевна. - Проект направлен на решение фундаментальной научной проблемы, которая заключается в слабой разработанности социо-географического направления изучения детства, в том числе городских социологических исследований детства, игнорировании основного принципа «новой» социологии детства – «ребенок-актор» в российской и белорусской науках.  Все это приводит к тому, что концепт города, дружественного к детям, не получает широкого распространения в городах постсоветского пространства. Причем, не столько по социально-экономическим причинам, сколько по причинам внешнего неравенства детства – укоренения в общественном сознании образа ребенка как социально и психически незрелого, неспособного самостоятельно принимать решения, - объясняет Александра Филипова.

В городах-участниках исследования ученые-социологи провели десятки экспертных интервью, фокус-группы со старшеклассниками, студентами и родителями. С респондентами обсуждались общие вопросы дружественности городской среды, отдельно проговаривались темы двора (района) и общественных городских мест (пешеходные улицы, парки, скверы). Собранный материал проанализировали с позиции функций городской среды: коммуникативной, социально-инклюзивной, организационно-креативной, рекреативной, развлекательной, культурно-образовательной и социализирующей.
В результате авторы исследования  сконструировали собственную функциональную модель дружественной городской среды, которая может лечь в основу построения универсальной системы принципов проектирования городов.  

Стоит отметить, что это не единственный международный проект, над которым работают ученые, аспиранты и студенты ВГУЭС.

Персоны

Филипова Александра ГеннадьевнаФилипова Александра Геннадьевна

Лаборатория комплексных исследований детства ,Заведующий научной лабораторией