Выход в воображаемый мир: в Музее ВГУЭС открылась выставка французского фотографа Жан-Марка Годеса «Живые книги»

Выход в воображаемый мир: в Музее ВГУЭС открылась выставка французского фотографа Жан-Марка Годеса «Живые книги»

Африканские мальчики, бегущие по саване и перепрыгивающие через стопки книг, акробат, стоящий на руках на книгах, как на трапеции, влюбленные, протягивающие друг другу руки, но разделенные связкой толстых томов — книги на фотографиях французского художника Жана-Марка Годеса — не просто детали мизансцен, но вполне значимые герои происходящих событий. Экспрессия и драматургический накал каждого кадра провоцируют зрителя на эмоции и поневоле вынуждают стать соучастником рассказываемой художником истории.

— Я создаю переживание: жестокость или нежность, радость или грусть, но интерпретацию вы должны придумать сами, — говорит Жан-Марк Годес, французский фотограф и художник, 20 лет назад взявший в руки камеру и к настоящему моменту накопивший более двухсот снимков, каждый из которых — кадр из сюрреалистического кино.

Экспозицию выставки «Живые книги», открывшуюся в Музейно-выставочном комплексе ВГУЭС, составили более 20 работ художника разных лет, которые отобрали руководитель культурного центра «Альянс-Франсез Владивосток» Наталья Сакун и директор Музея ВГУЭС Надежда Сухарева.

— Выставка состоялась при поддержке Французского института при Посольстве Франции в России, — отметила в приветственном слове Наталья Сакун. — Это первый визит господина Годеса в Россию, он уже посетил несколько городов, где представил свои работы и провел мастер-классы.

Сам фотограф рассказал, что посетить Россию было его давней мечтой, так как его отец родился в России и эмигрировал во Францию. Нарочитое использование книг при создании мизансцен и продумывании драматургии кадра также объясняется данью памяти  — его отец был известным писателем и огромное количество авторов повлияло на становление мировоззрения самого Жан-Марка.

Рассказывая о художественном методе, фотограф отметил, что сначала делает эскиз идеи на бумаге, потом, как режиссер, простраивает мизансцену, распределяет роли, подбирает актеров, костюмы, грим, выразительные детали, репетирует, потом старается воплотить максимально близко к задуманному. На реализацию некоторых работ могут уйти годы. Так, например, для одной из фотографий он год искал аэроплан необходимого образца.

Для насмотренного зрителя фотографии Жан-Марка Годеса — это особое удовольствие, большинство работ несут в своем сюжетном каркасе вполне считываемые архетипы и символы мировой культуры, которые фотограф изящно вписывает в самый бытовой и обыденный контекст, достигая этим эффекта абсурдной логики сновидения.

— Автор скуп на пояснения, видит свою задачу в том, чтобы побудить зрителя стать со-творцом произведения, — отмечает директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС Надежда Сухарева.

Жан-Марк Годес провел двухчасовой мастер-класс для фотографов-любителей и профессионалов, где более подробно познакомил со своим методом художественной работы.

— Я показываю жизнь книги в воображаемом мире через движущиеся картинки, — подчеркивает художник. — Не бойтесь высказываться, если вам есть, что сказать. Творчество — это главный путь к абсолютной свободе.

Персоны