На заключительном в этом году заседании Ученого совета ВГУЭС ректор университета, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева подвела итоги года и обозначила зачади на будущее:
— Наш университет уверенно идет вперед. В 2019 году мы подняли свои позиции во всех рейтингах, а именно: по итогам Национального рейтинга «Интерфакс» ВГУЭС поднялся на 6 позиций в общем зачете (ранг 76) и входит в ТОП — 25 по метрике «Образование» (ранг 22) вместе с лидерами рейтинга: МГУ им. Ломоносова, МИФИ, МФТИ, НИУ ВШЭ.
ВГУЭС входит в пятерку лучших экономических вузов страны и в ТОП— 100 российских вузов в Европейском рейтинге ARES 2019, стабильно удерживая свои позиции: 85 ранг и ВВ — надежное качество образования, научной деятельности и востребованности выпускников.
ВГУЭС один из двух вузов ДФО, вошедших в рейтинг лучших российских университетов по версии ведущего международного справочника и поисковой системы UniRank: 46 позиция из 387 оцененных российских вузов.
Мы улучшили свои позиции в международном рейтинге «Webometrics» в России на 48% (со 120-го места поднялись на 63-е) и в мире на 34%.
В рейтинг ТОП — 500 по Российской Федерации вошли пять колледжей ВГУЭС из шести.
В 2019 году Гильдия экспертов в сфере профессионального образования сформировала Национальный агрегированный рейтинг вузов России, включив в него 721 университет. Все университеты были оценены и классифицированы на 3 зоны: «зеленая», «желтая» и «красная». ВГУЭС и ДВФУ заняли свое место в «зеленой зоне». Остальные университеты ДФО нашли свои места в «желтой» и «красной» зонах.
Ассоциация волонтерских центров оценила качество реализации молодежной политики в университетах: ВГУЭС - единственный из дальневосточных вузов попал в ранг организаций, лидирующих по всем направлениям деятельности.
Наш университет очень высоко оценили профессионалы при прохождении международной аккредитации. В 2019 году ВГУЭС получил общественную и международную аккредитации по следующим образовательным программам бакалавриата: «Информационные системы и технологии», «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Туризм». Это не просто цифры, это - ежедневный труд преподавателей и сотрудников, труд, который приносит вот такие результаты.
В 2019 году мы открыли новые образовательные программы по всем уровням образования. Магистратура: «Медиакоммуникации» и «Транспортный инжиниринг». Получили аккредитацию на магистерскую программу по направлению подготовки «Юриспруденция». Впервые за последние четыре года нам дали государственное задание на подготовку 100 магистрантов в 2020 году.
Специалитет: «Судебная и прокурорская деятельность», «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности». Получили лицензию на реализацию образовательной программы «Информационная безопасность».
Бакалавриат: в 2019 году мы заявили новое направление подготовки «Педагогическое образование» с профилями «Физическая культура» и «Иностранный язык», впервые сделали набор на «Цифровой дизайн».
По программам среднего профессионального образования мы также пересмотрели портфель образовательных программ, адаптируя их к потребностям рынка труда. Университет выиграл грант на реализацию трех программ среднего профессионального образования, которые будут финансироваться из краевого бюджета в размере 16 млн 500 тыс. рублей.
На наш взгляд, стала более структурированной научная деятельность в нашем университете, позволяющая привлекать гранты из научных федеральных фондов. Всего департаментом научно-исследовательской деятельности было выполнено работ по государственному заданию на сумму 6 млн.186 тысяч рублей. Российским фондом фундаментальных исследований было поддержано грантов на сумму 20 млн. 328 тысяч рублей, из них крупные проекты под руководством:
— директора Института информационных технологий, доктора технических наук Карины Иосифовны Шахгельдян — 4,5 млн. рублей, тема: «Разработка технологии хранения и обработки больших массивов слабоструктурированных биомедицинских данных»;
— заведующей научной лабораторией комплексных исследований детства ВГУЭС, доктора социологических наук Александры Геннадьевны Филиповой — 3,478 млн. рублей, тема: «Дружественность среды постсоветский городов к детям и молодежи: компаративный анализ белорусских и российских кейсов. Участие детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы: политико-правовой анализ. «Лестница детского участия»: право детей на город, в котором они живут. Пространственный взгляд на детство: о географии детства, субъектности ребенка и трендах социологической науки»;
— профессора, доктора медицинских наук Бориса Израилевича Гельцера — 6 млн. рублей, тема: «Разработка интеллектуальной технологии оценки факторов кардиоваскулярного риска и построения моделей прогнозирования сердечно-сосудистых событий».
Была проведена международная конференция «Роботы заявляют о своих правах» при софинансировании РФФИ на сумму 1,5 млн. рублей.
8 сотрудников университета защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук:
— Абросимова Евгения Евгеньевна (департамент научно-исследовательской работы. Научный руководитель — Александра Геннадьевна Филипова),
— Эльдарион Артур Артурович (кафедра философии и юридической психологии. Научный руководитель — доктор философских наук Лидия Игнатьевна Кирсанова);
— Левкина Елена Владимировна (кафедра экономики и управления. Научный руководитель — доктор экономических наук Ольга Юрьевна Ворожбит)
— Ткаченко Елена Владимировна (кафедра дизайна и технологий. Научный руководитель — доктор культурологии Нина Алексеевна Коноплева);
— Пряженников Максим Олегович (кафедра конституционного и административного права);
— Петрищев Петр Владимирович (кафедра экономики и управления. Научный руководитель — доктор экономических наук, профессор Наталья Николаевна Масюк);
— Сакуренко Валерия Андреевна (кафедра международного маркетинга и торговли. Научный руководитель — доктор экономических наук Александр Аркадьевич Исаев);
— Коротких Егор Эдуардович (научный руководитель — доктор экономических наук, профессор Александр Павлович Латкин).
Было подписано соглашение о сотрудничестве с Северо-восточным университетом лесного хозяйства КНР и открыта научная лаборатория.
Студент 4-го курса направления подготовки «Менеджмент» Эрик Чудаев получил признание Вольного экономического общества России за научно-исследовательскую работу, удостоен звания лауреата XXII Всероссийского конкурса научных работ молодежи среди студентов национальных высших учебных заведений «Экономический рост России».
В последнее время в российской экономике в ходу термин «регуляторная гильотина». В образовательной отрасли это трактуется как переход от этапа реорганизации системы высшего образования к этапу трансформации российских университетов. Вопрос трансформации — это вопрос точки роста и ответа на вопрос: «Про что наш университет? Какие проекты лягут в основу нового прорыва?».
Очень хороший пример такого развития — это проект «Ворлдскиллс Россия». Мы вошли в этот проект в 2014 году с одной компетенцией — «сварка». Сегодня у нас более 20 компетенций высшего, среднего профессионального и общего образования. Мы готовим экспертов — преподавателей, которые существенно отличаются технологией и содержанием своих дисциплин. В этом году в финале III Национального Межвузовского Чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») наши студенты выиграли шесть серебряных медалей. Команда ВГУЭС завоевала 24 медали на Пятом региональном чемпионате «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»), восемь из которых - золотые.
В 2019 году мы единственные в Приморском крае прошли конкурсный квалификационный отбор и реализовали программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы для граждан предпенсионного возраста как партнер Союза WorldSkills в рамках Национального проекта «Демография» и федерального проекта «Старшее поколение». В 2019 году заняли первое место среди вузов страны по качеству реализации этого проекта.
И год мы заканчиваем победой в этом проекте. Мы сделали то, что нам не удалось сделать в 2018 году. Мы победили в конкурсе, объявленном Министерством просвещения, на создание пяти мастерских по стандартам Ворлдскиллс в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». Все достигнутые нами успехи в проекте «Ворлдскиллс Россия» стали заделом для победы в конкурсе на получение государственного задания на подготовку специалистов по трем программам среднего профессионального образования из средств бюджета Приморского края.
В период трансформации российских университетов нам нужно найти свою концепцию. С 2020 года мы видим развитие нашего университета в концепции «хайтек». «Хайтек» выражает престижность, наличие программ премиум-класса, использование высоких технологий во всем. Современный «хайтек» формирует имидж крупнейших компаний, и наш университет тоже претендует на такой имидж. Но эта концепция диаметрально противоположна консерватизму, присутствующему в академической среде.
Консерватизм преподавателей — существенный барьер, который нам необходимо преодолеть. В нашем университете сделано очень много в области цифровизации внутренней среды. Сейчас необходимо настроить наших преподавателей на необходимость «уходить в цифру» при разработке своих дисциплин.
Еще одно очень важное направление трансформации университета — переход на проектную деятельность в образовании. Основная наша цель — интеграция студенческих проектов с научными исследованиями и задачами реального сектора экономики. Поэтому у наших преподавателей нет другого пути, как развивать свои компетенции в соответствующих профессиональных областях и учить этому студентов. В 2019 году было представлено около 200 проектов, 67 из них были выполнены по заказам администрации и бизнеса. И поскольку трансформация университета содержательно предполагает наличие компетенций экспертов у преподавателей, то переход на проектное обучение — это путь к выполнению определенных метрик.
Говоря о «регуляторной гильотине», Министерство науки и высшего образования РФ пришло к выводу об изменении формата оценки эффективности деятельности университетов. В основу будут заложены качественные метрики: балл ЕГЭ, средняя заработная плата выпускников, процент трудоустройства, будет введена оценка знаний студентов, будет осуществлен переход на компетентностную модель. Это первый шаг. Второй шаг — внутренняя система оценки качества: оценочные материалы вуза, степень внедренности работодателя в учебный процесс.
Основными приоритетами работы нашего университета в 2020 году остаются высокое качество и эффективность всех видов деятельности, — резюмировала Татьяна Терентьева.