Ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева и директор Владивостокского центра развития предпринимательства Елена Новгородова обсудили возможности интеграции университета с Центром развития предпринимательства для решения единой глобальной задачи – экономического развития Дальнего Востока через закрепление кадров на территории региона. В рабочей встрече приняли участие: президент ВГУЭС Геннадий Лазарев, заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе Юлия Разумова, советник ректора Илья Ковалёв, начальник управления делового сотрудничества и бизнес-партнерства Виктория Николаева и доцент кафедры экономики и управления Марина Ослопова.
Закрепление молодежи на Дальнем Востоке – правительственная задача, над решением которой работают практически все предприятия и организации, независимо от форм собственности или вида деятельности. В активное развитие региона вкладываются огромные деньги, но несмотря на затраченные усилия, отток населения существенно не снижается. И уезжают, в первую очередь, молодые, талантливые и перспективные. Одна из основных причин миграции выпускников школ и вузов в центральные регионы – отсутствие развитой инфраструктуры и карьерных перспектив. Если углубиться в данные научного исследования, которое провела проектная команда ВГУЭС, молодежь зачастую даже не знает, что построить карьеру в Приморском крае можно, развить свой бизнес тоже можно. Возможностей, которые предоставляет регион для самореализации, с каждым годом всё больше. А дети продолжают поиски лучшей жизни в столицах.
Ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор, Татьяна Терентьева:
- Как закрепить молодежь на Дальнем Востоке? Прежде всего, помочь им на старте карьеры. Но перед этим их нужно подготовить к этому старту. И если раньше вуз на себя брал только функцию обучения, то сейчас нам важно то, как выпускник сможет реализовать себя в профессиональной сфере. Университет для этого делает всё возможное. Мы переформатировали учебный процесс таким образом, чтобы студенты получали максимум пользы при минимальных временных затратах, ведь именно «полезность» является сегодня всеобщим мерилом. С учетом стремительного погружения образовательной сферы в процессы цифровизации, студент должен не знания в аудитории получать, а трансформировать свои знания в навыки и умения. Конечно, речь не идет о предметах, которые самостоятельно изучить невозможно, например, математике, информатике, экономике и тд. Кроме того, мы убеждены, что преподавать студентам должны тоже практики, которые знают профессию не по учебникам, а на основе собственного опыта. Интеграция университета с Центром развития предпринимательства позволит сделать нашу работу ещё эффективнее. Мы можем привлекать профессионалов-практиков к учебному процессу, с другой стороны, можем предложить курсы повышения квалификации тем предпринимателям, которым это необходимо.
Чтобы легче было найти точки интеграции, руководители ВГУЭС познакомили Елену Новгородову с образовательными методиками, используемыми в университете особенно активно.
Заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе Юлия Разумова:
- При подготовке студентов мы делаем упор на практику, поскольку ВГУЭС – это университет, где учатся дети, нацеленные на практическую деятельность. Во-первых, наши студенты проходят длительную стажировку на предприятиях, где приобретают необходимые навыки и имеют возможность зарекомендовать себя перед работодателем (соответственно, обеспечить себе постоянное трудоустройство). Во-вторых, мы обучаем через проектную деятельность. Межкафедральные проектные команды решают задачи, поставленные заказчиками из бизнеса сферы. В проектную команду входят студенты даже второго курса, и они успешно справляются с работой.
- Используя такие инструменты, мы готовим к выпуску ребят, которые кроме диплома об образовании имеют и годовой опыт работы, и профессиональные компетенции. Естественно, на рынке труда они будут привлекательны для работодателя. Или смогут начать своё дело, - отметил президент ВГУЭС Геннадий Лазарев.
- Согласно опросам, которые мы проводили в университете, около 30 % студентов хотели бы попробовать себя в бизнесе. Как показывает практика, даже после обучения в реальный бизнес приходят далеко не все, а для тех, кто все-таки приходит, образовательных программ недостаточно, - рассказывает советник ректора ВГУЭС, Илья Ковалёв. - Молодому предпринимателю необходим наставник – бизнес тренер, человек, который не понаслышке знает, как развивать бизнес в местных условиях. Объединив ресурсы университета, реального бизнеса, центров поддержки и развития предпринимателей, мы можем создать институт наставничества. Причем, самое важное заключается в том, что наставник должен не просто учить, а вместе с «подопечным» вести бизнес ещё со стадии разработки идеи. Мы хотим реализовать именно эту модель взаимоотношений опытных предпринимателей со студентами.
В том, что стартапам нужна менторская поддержка не только на первоначальном этапе, но и в течение некоторого времени, оказались солидарны все участники встречи. Ведь только так можно обеспечить жизнеспособность молодого бизнеса. Организовать единый обучающий центр руководители университета предложили на площадках ВГУЭС, в том числе, в рамках работы Бизнес-инкубатора.
В свою очередь, Елена Новгородова отметила, что ЦРП львиную долю своего внимания уделяет поддержке именно молодых предпринимателей, делающих первые шаги в бизнесе.
- Владивостокских предпринимателей мы любим, холим и лелеем. Наша задачи – взращивать молодое поколение бизнеса. Это - вчерашние студенты, которые хотели бы открыть свое дело, но не знают, как начать. По сути, они являются потенциальными предпринимателями. Некоторые ещё даже не зарегистрировали ИП или какое-либо другое общество. Именно эта категория активно обращается к нам за помощью. И мы помогаем: обучаем через тренинги или лекции, даем рекомендации. Но не всегда наших ресурсов достаточно. Теперь понятно, что ВГУЭС нам может помочь закрыть очень многие вопросы.
Разговор участников очень быстро перешел в дело. В скором времени соглашение о сотрудничестве будет оформлено документально и реализовано в совместных проектах.