В ВВГУ работает династия Гривановых – заслуженных и уважаемых преподавателей. В интервью, приуроченному к Году семьи, доцент Института права ВВГУ Роман Гриванов рассказал о своей преподавательской семье и любимой работе.
Учитывая обучение в нашем университете, общий стаж работы в ВВГУ семьи Гривановых составляет 100 лет.
1. Расскажите, пожалуйста подробно о том, кто из вашей семьи работает / работал в университете и кем?
Мои родители уже много лет преподают в нашем университете.
Мать – Ольга Владимировна Гриванова – доцент Кафедры транспортных процессов и технологий ВВГУ.
Моя мама, будучи 17-летней выпускницей и отличницей, пришла в ставший родным Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (прим.: тогда ВГУЭС, в настоящее время – ВВГУ). Большую роль в этом выборе сыграла моя бабушка Светлана Гриванова, преподаватель от бога, работавшая в ту пору деканом механико-радиотехнического факультета ДВТИ.
Возвратившись после окончания аспирантуры Московского энергетического института во ВГУЭС, мама работала в департаменте науки, в качестве старшего преподавателя, доцента, заведующего кафедрой и директора института.
Для мамы профессия преподавателя – ключевая. И основную истину, которую она уяснила с начала своей преподавательской деятельности – «преподаватель должен знать все». Ведь вопросы, с которыми обращаются студенты, могут быть из совершенно разных сфер жизни. Мама понимает, что она делает одно из самых важных дел в мире – учит тех, кто дальше станет «нашим будущем».
Отец – Игорь Юрьевич Гриванов работает в ВВГУ доцентом Кафедры экологии, биологии и географии.
Папа родился и вырос семье преподавателей высшей школы. Будучи еще школьником, он часто бывал в Дальневосточном технологическом институте бытового обслуживания (прим.: первое название ВВГУ), где с 1975 года работала его мать. Он видел, что для его мамы преподавательская работа – смысл всей ее жизни.
В высшую школу отец пришел, имея большой практический опыт в экологическом проектировании. Но работая преподавателем, ему пришлось и самому учиться, так как знать и уметь что-то делать – это еще не значит, что ты сможешь научить этому других. Он быстро понял, что важным элементом корпоративной культуры Владивостокского государственного университета является команда. Когда коллектив представляет собой команду профессионалов и единомышленников, преданных друг другу и общему делу, то он достигает выдающихся результатов. Стремление помочь друг другу и научить этому студентов постепенно становилось и смыслом жизни отца. Особое чувство значимости своей профессии он испытывал, когда к студентам приходили потенциальные работодатели, а в прошлом – его выпускники. И именно поэтому в своей работе папа придерживается слов Владимира Даля: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника».
Бабушка Светлана Михайловна Гриванова проработала в университете более 40 лет и вышла на пенсию профессором. Её в свое время признавали преподавателем-легендой.
Талантливая и трудолюбивая студентка поступила в очную аспирантуру Одесского политехнического института. Научный руководитель сразу разглядел потенциал в молодой женщине с Дальнего Востока, не побоявшейся приехать с маленьким ребенком в Одессу. Годы упорного труда вылились в блестящую защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. Моей бабушке сразу посыпались предложения – остаться на кафедре, пойти работать на завод заведующей испытательной лабораторией или поступить в докторантуру. И хотя за годы учебы Одесса превратилась для неё в родной и близкий город с верными друзьями, бабушка приняла решение о возвращении домой.
Вернувшись на родную кафедру и погрузившись в рутину преподавательской работы, через год бабушка получила предложение перейти из родного Дальневосточного политехнического университета в Дальневосточный технологический институт бытового обслуживания (ДВТИ) на должность декана механико-технологического факультета. За эти годы ДВТИ превратился в известный на весь Дальний Восток университет – ВГУЭС (ныне ВВГУ) со своей единственной в стране практико-интегрированной системой обучения. Бабушка стала профессором, долго заведовала кафедрой охраны труда и окружающей среды. Маленький сын вырос, женился, уже у него родился сын, защитил диссертацию и работает доцентом на кафедре экологии, биологии и географии.
С самого детства Романа Гриванова окружали люди, которые учились и учили. Так вышло, что его родители были студентами, а их родители оказались преподавателями. Позже, когда он сам стал сначала школьником, а потом студентом, то понял, что учиться – это занятие весьма непростое и, если хочешь в нем преуспеть, то приходится не просто прилагать усилия, а постоянно работать над собой, ставить себе цель стать лучше, сделать еще шаг, открыть для себя что-то новое. И ему это нравилось, нравилось не только достигать успеха, а чувствовать, что ты занят чем-то полезным и уже тогда он начал понимать, что успех ученика – это труд учителя и труд тоже очень и очень непростой.
2. Расскажите и о других членах вашей семьи, работающих в области образования.
Моя вторая бабушка Галина Николаевна всю жизнь проработала учительницей английского языка и имела звание «Отличник народного образования». Её сестра тоже была учителем. У них была целая династия школьных учителей.
3. Как у вас появилось желание работать в вузе? Это мечта с детства?
С самого раннего детства я находился в стенах университета. Это было не мечтой, а повседневностью, и она мне нравилась. Мечта – это то, чего у тебя нет. Все-таки высшее образование, да и вообще сфера образования – это особенное место. Здесь не задерживаются надолго случайные люди. И я говорю не только про учителей.
4. Где вы учились?
С восьмого класса я пришел в лицей ВГУЭС. Это был первый набор восьмых классов в образовательной организации. Вместе со мной училось много детей сотрудников университета. Обучали нас наравне с обычными учителями и университетские преподаватели. После окончания лицея я поступил в Институт права и политики стран АТР ВГУЭС, который впоследствии был преобразован в Институт международных отношений. После окончания вуза я поступил в аспирантуру. Я и сейчас регулярно учусь. Мир меняется и нужно уметь не отставать
5. Как начался ваш профессиональный путь?
Если считать, что университетский преподаватель – это, в том числе, и ученый-исследователь, то можно сказать, что мой профессиональный путь начался на третьем курсе университета, когда я стал более-менее серьезно заниматься наукой под руководством профессора Михаила Юрьевича Шинковского – еще одного преподавателя-легенды нашего университета, чьё имя носит аудитория 1501. Кстати, на памятном стенде в ней есть очень дорогая мне фотография, как Михаил Юрьевич вручает мне диплом на сцене тогда еще совсем недавно открытого театрально-концертного комплекса «Андеграунд».
Если же брать участие в международных проектах, то мой профессиональный путь начался, пожалуй, даже раньше, когда я как студент-международник помогал строить мемориальную клумбу дружбы на въезде в университет, ассистировал в перформансах в японском саду камней, был волонтером первого кинофестиваля «Меридианы Тихого».
6. Сколько лет вы преподаёте?
Полностью на преподавательскую должность я пришел в 2013 году, когда стал кандидатом наук. До этого мне случалось периодически преподавать как аспиранту.
7. Чем вас привлекает данная работа и что она для вас значит?
Молодежь – это та сила, которая во многом формирует будущее. Помогая им стать хорошими специалистами своего дела, я чувствую, что и сам в этом участвую.
8. Что у вас вызывает наибольший интерес в работе со студентами?
Диалог. На самом деле студенты очень много могут дать преподавателю, который с ними действительно работает. Обучая, ты вынужден постоянно работать над собой, а это помогает оставаться всегда в тонусе, быть интересным для студентов как наставник и ментор.
9. Что для вас главное в профессии преподавателя?
Видеть, что ты на самом деле наполняешь студентов чем-то новым и полезным для них, и что твои слова не «уходят в песок», а «помогают вырасти и процветать».
10. Расскажите о ваших хобби и интересах?
На самом деле мне повезло, что моя работа требует постоянного интереса к чему-то новому. Мир изменчив и разнообразен. Я регулярно изучаю его и узнаю что-то новое и интересное само по себе, и это может быть очень весело. Например, моя команда «Моголя 41» победила в кубке ректора по «Что? Где? Когда?».
Этим летом я принял участие в творческой лаборатории в рамках театрального фестиваля «Погружение», где ученые и преподаватели Владивостока совместно изучали приемы современной драматургии и работали над спектаклем, который был поставлен актерами приморского Театра молодежи.
11. Помимо преподавания вы участвуете в различных мероприятиях и общественной деятельности. Расскажите об этом.
Я являюсь лектором Российского общества «Знание», участвую в проведении просветительских мероприятий: например, «Большой этнографический диктант». Помогаю в проведении воспитательной работы, был членом рабочей группы по внедрению дисциплины «Основы российской государственности». По моему мнению, преподаватель просто обязан быть социально активным.
12. Может припомните интересные и необычные случаи из вашей преподавательской практики?
Для меня работа со студентами сама по себе является одним большим интересным и необычным случаем. Мне случалось встречать одних своих бывших студентов в аэропорту в Москве, где у них была пересадка на далёкие рейсы, других – на ВЭФ, где они уже как крупные чиновники курировали многомиллиардные международные проекты. Даже первые путевки в детский сад мне выдала девушка, у которой я вел кода-то семинары по экономике.
13. Что, по вашему мнению, является лучшей наградой за преподавательскую работу?
Мне несколько раз в жизни случалось встречать людей, которые узнав, кто моя бабушка, вспоминали, как были ее студентами. Иногда десятки лет назад. Вспоминали всегда с теплотой и благодарностью. Считаю, что сложно придумать более весомую вещь, чем добрая память у многих людей. Я и сам считаю, что нужно быть достойным преподавателем, так как чувствую ответственность за моих студентов, за себя и за доброе имя семьи.
14. Что для вас значит семья?
Мы с женой вместе уже 20 лет и могу сказать, что семья – это определённо самое главное в жизни человека. Семья помогает чувствовать, ради чего ты прилагаешь столько усилий. Своим сыновьям я стараюсь передать понимание важности семьи и своей ответственности перед семьёй. Понимание, что очень важно, когда ты можешь гордиться своей фамилией.
Отметим, династия Гривановых не раз отмечалась высокими наградами. В конкурсе «Преподаватель года глазами студентов» в номинации «Преподаватель-легенда», которым восхищаются не только студенты, но и выпускники, стала Светлана Гриванова.
В конкурсе «Золотые имена Высшей школы» при поддержке президента России вся династия Гривановых получила награды за преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы: Роман Игоревич Гриванов, Игорь Юрьевич Гриванов, Светлана Михайловна Гриванова и Ольга Владимировна Гриванова.
Персоны
Гриванова Ольга Владимировна
Кафедра транспортных процессов и технологий
Доцент
Кандидат технических наук
Доцент
Гриванов Игорь Юрьевич
Кафедра экологии, биологии и географии
Доцент
Кандидат географических наук
Доцент
Гриванов Роман Игоревич
Кафедра международных отношений и права
Доцент
Кандидат политических наук