Интервью проректора ВГУЭС Ольги Ворожбит "Комcомольской правде"

19 октября 2015 Экономика

Закон "О свободном порте Владивосток", комментарии Ольги Ворожбит

Интервью проректора ВГУЭС Ольги Ворожбит

Ольга Ворожбит: «Свободный порт Владивосток  - отличная опора для прыжка»

 С 12 октября  вступил в силу Федеральный Закон «О Свободном порте Владивосток». Станет ли закон началом «владивостокского экономического чуда», как скажется новый, вольный статус территории на простых жителях края, когда можно будет почувствовать  реальную отдачу от реализации этого уникального проекта – рассказывает собеседник «КП-Приморье» Ольга ВОРОЖБИТ, доктор экономических наук, проректор по научно-исследовательской работе ВГУЭС, председатель социального комитета Думы Владивостока.

- Ольга Юрьевна, мы уже достаточно наслышаны о значительных преференциях для бизнеса, который придет работать в Свободный порт: это и пятилетнее обнуление ставки налога на прибыль, и ускоренное возмещение НДС, и значительное снижение страховых взносов – с 30 процентов до 7,6… А вот что даст новый закон простым приморцам? Станет ли нам всем жить лучше и веселее?

- Сегодня многие склонны думать, что закон о Свободном порте ничего не даст жителям Владивостока и Приморского края. Но, поверьте, это мнение очень скоро изменится, потому что закон нацелен, прежде всего, на повышение уровня и качества жизни местного населения. Во-первых, здесь создаются особые условия для развития предпринимательской деятельности. А это значит, будут открываться новые предприятия, новые рабочие места, и жители края смогут свободно трудоустроиться, получат постоянный доход, социальные гарантии, стабильность.

Во-вторых, как только бизнес заработает, в казну края и муниципальных образований пойдут налоговые платежи, то есть, доходы регионального и местных бюджетов заметно возрастут, и это, конечно, положительно отразится на всех нас, жителях Приморского края. Больше налогов, соответственно, больше денег на поддержку образования, здравоохранения, социальную защиту, физкультуру и спорт, развитие инфраструктуры.

Так что, есть все основания говорить о том, что результатами деятельности Свободного порта, его успехами будут пользоваться абсолютно все приморцы.

- Когда можно ждать первых результатов?

- Есть эффект сиюминутный, и мы ощутим его буквально сразу. По числу новых рабочих мест, по тем же налогам, которых сразу прибавится, поскольку налог на доходы физических лиц уплачивается с момента открытия производства. Кстати, по нормативу, НДФЛ 100% остается на территории. 85 % идет в бюджет Приморского края, 15% получают муниципальные образования. В условиях кризиса и бюджетного дефицита это приобретает особое значение.

Но максимальные результаты, думаю, проявят себя в среднесрочной перспективе, в предстоящие пять лет. Свободный порт Владивосток – это лишь начало, точка экономического  роста. Можно сказать, идеальная  опора для прыжка…  

- …«владивостокского тигра»? Если по аналогии с «тиграми азиатскими» - Сингапуром, Гонконгом, которые когда-то сделали свой знаменитый прыжок в эпоху процветания.

- И у нас сегодня очень благоприятная ситуация для экономического роста, для большого прыжка. Созданы определенные условия, есть инфраструктура, заложенная при подготовке к Саммиту АТЭС-2012, и это все мы можем развивать. Даже нынешняя экономическая конъюнктура, можно сказать, работает на нас. С одной стороны, мы все переживаем: национальная валюта обесценивается, доллар растет, но с другой стороны, все ресурсы стали у нас вдвое дешевле, и это хороший фактор для привлечения инвестиций.

Самое главное, использовать сполна все эти условия, не упустить подаренный Приморью шанс: эффективно, мощно развиваться в формате Свободного порта.  

- На ваш взгляд, какие есть препятствия для реализации нового закона?

- Главная проблема всем известна - очень высокие административные барьеры, которые грозят свести к нулю любой, самый замечательный проект. Если, как сейчас, на согласования, придется тратить по нескольку месяцев, ничего не выйдет, никакого эффекта не дождемся за все 70 лет, в течение которых в крае будет действовать режим Свободного порта. Поэтому первым делом нужно убирать барьеры. Повышать уровень персональной ответственности каждого конкретного исполнителя, снизу доверху. От рабочего до топ-менеджера и  чиновника. Нужно сделать так, чтобы все звенья в механизме исправно работали. Каждый винтик должен крутиться, иначе неминуем сбой всей цепи.

И еще один важный момент. Нам необходимо активизировать работу по продвижению Свободного порта в мировую предпринимательскую среду, открывать его для зарубежных инвесторов. Это задача, которую нужно решать совместно – власти, научному и бизнес-сообществу.  Мы должны уже сегодня, сейчас предоставить самую полную, самую достоверную информацию о  Свободном порте Владивосток. В Китае, Корее, Европе: везде, где есть потенциальные инвесторы.

К слову, в числе гостей молодежного форума, который недавно проходил во ВГУЭС, был депутат европейского парламента. И он сказал, что европейские предприниматели проявляют огромный интерес к Свободному порту Владивосток, но информации, увы, не достаточно. Об этом же мне говорили многие участники научной конференции во Вьетнаме, где я выступала с докладом о нашем Свободном порте. Причем, это были не только ученые, а представители ряда российских посольств, которые, как оказалось, вообще не имеют представления о том, что же это за «порто-франко» возродили во Владивостоке.

В этом направлении стоит поработать, и наш университет готов этим заниматься. Популяризация, продвижение свободного порта должны идти именно через образовательную среду, через науку. Это мое убеждение.

- У ВГУЭС, можно сказать, особые взаимоотношения с законом о Свободном порте. В разработку концепции уникального проекта свой вклад внесли преподаватели и студенты вашего вуза.

- В январе 2015 года, когда еще не было никакой концепции этого закона, приморские ученые, эксперты собирались, высказывали свои мнения, дискутировали. В этом увлекательном процессе постоянно участвовал преподавательский состав и студенты ВГУЭС, мы делали экономическое обоснование, расчеты, которые рассматривались на самом высоком уровне. Что особенно приятно, к нам прислушались, наши предложения есть в законе.

Уже в этом году наши студенты–экономисты в своих выпускных квалификационных работах разрабатывали тему Свободного порта Владивосток. Это значит, ВГУЭС идет в ногу со временем. Думаю, выпускники нашего вуза найдут применение своим знаниям в свободном порту. Их ждет интересное, насыщенное время. Время перемен. Будет интересно всем.

- Ольга Юрьевна, вы с явным оптимизмом смотрите в будущее Свободного порта.

- Кризис, который сейчас переживает  Россия, показал, что у нас сейчас нет иного выхода, кроме как перейти к другому образу мышления, к другим действиям, нацеленным на конкретный результат, на подъем экономики. Уверена, проект будет успешным, потому что это обусловлено целым рядом факторов, в первую очередь, экономических. В российской экономике, по сути, назрела революционная ситуация, когда нужно принимать экстренные, неординарные меры, решительно менять положение дел, прорываться вперед.  Закон «О Свободном порте Владивосток» дает нам великолепный шанс сделать этот рывок, и было бы величайшей глупостью  такой шанс упустить.

Марина ПАНОВА

ВРЕЗКА

В Свободный порт Владивосток входит 15 муниципальных образований края:  Владивосток, Артем, Большой Камень, Находка, Партизанск, Уссурийск, Спасск-Дальний, Надеждинский, Шкотовский, Октябрьский, Партизанский, Пограничный, Хасанский, Ханкайский и Ольгинский районы.

Общая площадь свободной зоны - 28,4 тыс кв. км.

Число жителей - 1,4 млн человек.

Льготы резидентам Свободного порта

- обнуление ставки налога на прибыль в течение пяти лет,

- льготный тариф страховых взносов – 7,6 % вместо 30

- ускоренная процедура возмещения НДС (в течение 10 дней)

- беспошлинный ввоз, вывоз, хранение товаров

По прогнозам, за 10 лет ВРП  Приморского края вырастет в 2,2 раза – до 1,4 трлл рублей.

Авторы публикации