Аватарка, толковые студенты и стечение обстоятельств. Как работают в ВВГУ молодые преподаватели
Андрей Красько – сотрудник Института цифровой экономики и бизнес-аналитики ВВГУ. В 2022 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Тема диссертации «Разработка инструментов моделирования развития регионального человеческого капитала». Новоиспеченный кандидат экономических наук выполнил свою работу под руководством доктора экономических наук, доцента, директора Института цифровой экономики и бизнес-аналитики ВВГУ Льва Мазелиса.
Андрей Красько признается, что и сейчас, бывает, спрашивают паспорт для подтверждения возраста: выглядит гораздо моложе 27 лет.
– Андрей, Вы совмещаете три должности: старший преподаватель кафедры математики и моделирования, специалист кафедры информационной безопасности, научный сотрудник лаборатории стратегического планирования…
– Даже три с половиной: еще специалист кафедры математики.
– Как у Вас получается?
– Это вопросы тайм-менеджмента. По большому счету, любая работа – это событие. То есть, лекция преподавателя – мероприятие, которое происходит в определенное время. Работа специалиста – это приказ, ты его тоже выполняешь в определенное время. Работа ученого – наименее нормированная, но и она имеет дедлайн. Стараешься оптимизировать график, вот и все. При этом я не считаю себя высокоорганизованным человеком.
– Обратили внимание на Вашу аватарку – человек с травинкой во рту, старающийся удержать на голове стопку книг. Что это значит?
– Была очень напряженная неделя, когда я ее сделал. Если присмотреться, у человечка на виске капли пота. В целом – мое рабочее состояние: под горой книг, взволнованный и чего-то в этот момент переживающий внутренне. В двух словах – много работы и много стресса. А травинка – я при этом пытаюсь еще как-то отдыхать. В тот момент мне нужно было отвлечься и что-то придумать. Подходящей картинки не было, наисовал сам.
– Вы закончили школу в с.Черниговка, поступили в университет. Почему именно ВВГУ и это направление (бизнес-информатика)?
– Думал о нескольких вузах, но на этапе подачи документов столкнулся с Галиной Ивановной Шуман, Ольгой Алексеевной Волгиной, Еленой Дмитриевной Емцевой, Львом Соломоновичем Мазелисом. В 2013 году они все работали во ВГУЭС (ВВГУ). Эти люди сумели так «подать» университет и институт, что я остался здесь.
– Почему решили преподавать?
– А почему бы и нет? После бакалавриата озаботился поиском работы. Один из путей – магистратура. Думал, куда идти, и Лев Соломонович Мазелис предложил должность специалиста кафедры математики, сказал: будешь учиться и работать в одном месте, все под рукой. Я тогда выбирал между работой в «1С» и университетом. Но понял, что не хочу совмещать разные задачи, и решил, что все-таки лучше в альма-матер.
В аспирантуре я учился по программе целевого набора. У нас, участников целевой подготовки кадров для университета, была (и есть – прим. редакции) хорошая мотивация для поступления в аспирантуру. Аспиранты учатся бесплатно, за ними сохраняются рабочие места с зарплатой (как минимум 45000 рублей). Кроме того университет дает «подъемные» в размере трех МРОТ, академическую стипендию, оплачивает расходы на участие в научных форумах, предоставляет общежитие.
Плюс ко всему у меня еще и мама школьный учитель. Это если говорить о преемственности. Я решил попробовать.
– Довольны своим выбором?
– Если серьезно – доволен. Но вот если даже бы пожалел – что дает мне вуз? Положим, проходит 10 лет, я увольняюсь. Что остается? Кандидатская степень, опыт, контакты моих студентов. Я до сих пор общаюсь со студентами, с которыми работал. Студенты, особенно толковые, не исчезают после того, как ты у них отвел дисциплину. Это люди, с которым ты потом продолжаешь работать.
– Как Вам удается найти общий язык со студентами?
– Правило такое: если не получается находить общий язык с людьми, то и со студентами не получится. То есть это не какой-то там специфичный, особенный навык. Сложности бывают, конечно, из-за разницы в опыте, потому что банально сложно говорить на уровне 17-летнего ребенка, когда тебе 27, и ты видел побольше. Я не ставлю цели понравиться каждому. Моя работа – предоставить знания и информацию. Если я кому-то нравлюсь, и мы можем сделать совместно какую-то работу – здорово.
– Какой, на Ваш взгляд, идеальный преподаватель?
– Умеющий подать материал и компетентный. Все. Умение держать аудиторию? Если человек придет незаинтересованный, можете быть лучшим оратором в мире, он не будет слушать. Работа преподавателя – предоставить материал. Работа студента – материал услышать. Сложно, когда один собирается работать, а другой наоборот.
– У Вас в портфолио указаны публикации в том числе и на английском. Знаете язык?
– Ну уж точно не идеально. Читаю тексты, как художественные, так и технические. Пишу.
– Чем Вы занимаетесь в лаборатории стратегического планирования?
– Руководитель лаборатории – Константин Сергеевич Солодухин. Мы научные сотрудники. Вот сейчас конкретно работаю по гранту, который недавно выиграл Лев Соломонович Мазелис по развитию человеческого капитала организации. Изучаем ценности людей для формирования портрета потенциальных сотрудников, чтобы потом сделать перечень определенных мероприятий, вычленить способы работы. Пока только начали собирать данные. Это интересно.
– Чем Вы можете вдохновить абитуриентов?
– В Институте цифровой экономики и бизнес-аналитики интересный преподавательский коллектив, нужные специальности, достаточно широкий профиль деятельности у прикладной математики и бизнес-информатики, математики нужны всем или почти всем. И проекты, именно в учебной деятельности, и гранты, и наука максимально практикоориентированы. Получается, у нас впереди теории идет практическое применение.