44.03.02 Психология образования
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования
В рамках направления ведётся подготовка бакалавров в области психологии образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта «Педагог-психолог».
Актуальность образования:
- Психолого-педагогическая и социально-педагогическая деятельность в настоящее время выступают актуальными составляющими педагогического процесса, охватывающими деятельность с разными возрастными и социальными категориями людей в различных учреждениях и организациях.
- Подготовка бакалавров, формирующая знания и навыки разработки социальных и образовательных проектов, основных и дополнительных программ образования, реализации учебной и воспитательной работы, контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, применения методов и технологий социально адаптации и социализации обучающихся.
- Современные социальные вызовы, которые порождают множество как положительных, так и отрицательных динамик в образовательном процессе требуют мобильности, активности педагогических кадров и современных подходов в решении возникающих проблем.
- Возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации в Университете.
Цель программы – формирование у студентов компетенций, необходимых для работы в сфере образования, социального обслуживания, культуры, здравоохранения и др. в части поддержки процесса социализации, оказания психолого-педагогического сопровождения и организации процесса социального воспитания.
Область профессиональной деятельности выпускника:
выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в области образования и науки (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования); социального обслуживания (в сфере социального обслуживания и социального обеспечения).
Объекты профессиональной деятельности выпускников:
обучение, воспитание, индивидуально-личностное развитие учащихся, здоровье учащихся; психолого-педагогическое и социальное сопровождение учащихся, педагогов и родителей в образовательных учреждениях различного типа и вида, социализация.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие образовательную программу:
педагогической, проектной, методической, организационно-управленческой, культурно-просветительской.
Содержание образовательной программы
Освоение разностороннего опыта, необходимого профессионалу в сфере решения педагогических, социально педагогических и психолого-педагогических проблем происходит за счет освоения модулей, таких как «Мировоззренческий», «Коммуникативный», «Здоровьесберегающий», «Психолого-педагогический», «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности», «Учебно-исследовательский», «Предметно-содержательный», составляющих блок обязательных дисциплины образовательной программы. В данный блок включены дисциплины разного содержания, позволяющие как сформировать личностное и профессиональное мышление и качества, так и расширить кругозор и знания студентов в области общенаучной серы и педагогической деятельности. Обязательные дисциплины освоение студентами компетенций в области психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности.
Дисциплины вариативного блока и модуль профильной подготовки позволяют освоить дополнительные направления деятельности в педагогическом пространстве, тем самым предоставляя вариативность профессиональной самореализации не только в образовательной организации, но и в других учреждениях, связанных с социализацией, развитием, воспитанием, помощью различным возрастным и социальным категориям. При освоении дисциплин данного блока происходит знакомство студентов с организацией деятельности в разных коллективах, технологиями решения социальных и личностных проблем детей. За счет этого развиваются коммуникативные качества самих студентов их готовность действовать в нестандартных, вариативных ситуациях жизнедеятельности.
Теоретические знания закрепляются при прохождении практик в различных учреждениях социально-педагогической направленности. Происходит освоение профессиональных ролей: вожатого, методиста, классного руководителя, социального педагога.
Основные умения выпускника:
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождении основных и дополнительных образовательных программ.
- Правильно выбирать формы и методы урочной и внеурочной работы в организациях социально-педагогической направленности.
- Использовать технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся и отражающие специфику предметных областей.
- Моделировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственный образовательный маршрут и профессиональную карьеру.
Перспективы трудоустройства
- Сотрудники социальных центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Сотрудники учреждений дополнительного образования и детских технопарках.
- Сотрудники общеобразовательных организаций.
- Сотрудники детских оздоровительных лагерей и центров психолого-педагогической помощи.
- Сотрудники образовательных и культурно-просветительских организаций.
- Выпускники программы становятся методистами, аниматорами, педагогами-психологами, организаторами внеурочной деятельности, воспитателями и классными руководителями, социальными педагогами, тьюторами, заместителями по воспитательной работе.
Форма обучения:
Очная
Срок обучения
4 года (очная форма)
Особенности реализации образовательной программы
- Высокий уровень подготовки. Профессионализм профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего реализацию программы, подготовка бакалавров в лучших традициях российского образования является конкурентным преимуществом подготовки педагогов по данной программе.
- Индивидуальная образовательная траектория. Студенты сами осуществляют выбор части дисциплин, тем самым удовлетворяя личные предпочтения и интересы, и осваивая узкие направления психологической и педагогической деятельности. Для прохождения практики заключены договоры более чем с полутора тысячами организаций разной направленности. Также практика реализуется на базе инновационных площадок, созданных под руководством университета, что позволяет интегрировать запросы организаций и возможности вуза. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно участвовать в выборе интересующих дисциплин вариативной части учебного плана, что позволяет освоить теоретический материал и получить практические навыки работы в направлениях психологии.
- Педагогическая, научно-исследовательская работа и проектная деятельность. Научно-исследовательская работа сопровождает весь учебный процесс, позволяя реализовать сферу личностно-профессиональных интересов. Студенты, сотрудничая с преподавателями, осваивают логику и процедуру научного исследования, создают и реализуют собственные проекты в рамках различных дисциплин
В Университете функционирует специфическая развивающая образовательная среда для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов через реализацию ряда образовательных, научных и социальных проектов, в которых студенты принимают самое активное участие.
Широкий спектр проектной деятельности и научно-исследовательской работы во время обучения способствуют актуализации полученных знаний и их применению в соответствие с современными технологиями в области педагогического образования.
- Учебная и научная инфраструктура. Использование студентами всех ресурсов Университета, научно-образовательных центров, оснащенных современным оборудованием, профильных ресурсных центров, также материально-техническую базу учреждений - партнеров.
- Возможности продолжения обучения Лица, успешно освоившие образовательную программу, могут продолжить обучение в магистратуре.