44.03.05 Русский язык и литература
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль: Русский язык и литература
В рамках направления ведётся подготовка учителей русского языка и литературы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта педагога.
Актуальность образования:
- Высокая востребованность в педагогических кадрах по профилю русский язык и литература на рынке труда (1 место в сфере образования согласно статистики Роструда).
- Получение классического гуманитарного образования (глубокие знания русского языка), изучение шедевров отечественной и мировой литературы, владение древними и современными иностранными языками.
- Качественное филологическое образование.
- Содержание подготовки отражает новые явления в языке и литературе, современные тенденции коммуникации, инновационные педагогические технологии и актуальные методики к преподаванию словесности.
- Широкие возможности трудоустройства в образовательных организациях всех форм собственности.
- Гарантия социальной поддержки молодых специалистов на региональном и федеральном уровнях
- Возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации в Университете.
Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) входит в Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации.
Цель программы – обеспечить качественную профессиональную подготовку бакалавра педагогического образования, обладающего системными знаниями в области филологии, способного реализоваться как специалист в условиях динамично меняющегося рынка труда, умеющего выстраивать индивидуальный путь профессионального развития на протяжении всей жизни.
Область профессиональной деятельности выпускника:
выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в области образования и науки (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).
Перечень основных объектов профессиональной деятельности выпускников:
обучение, воспитание, развитие, реализацию программ основного, среднего общего образования, дополнительного образования.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие образовательную программу:
педагогический, проектный, научно-исследовательский.
Содержание образовательной программы
Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые составляют основу психолого-педагогического и методического блока, мировоззренческого, предметно-содержательного, модуль профильной подготовки. Основой профессиональной подготовки является изучение современного русского языка, истории русской литературы, истории зарубежной литературы. Также программа содержит дисциплины по выбору по актуальным направлениям лингвистики и литературоведения, углубленные курсы филологических и культурологических дисциплин (теория языка, теория литературы, дискурсивные практики культуры (кино), современный литературный процесс).
Образовательная программа имеет практическую направленность. Ознакомительные и технологические практики ориентированы на формирование и совершенствование навыков литературоведческого и лингвистического анализа текстов. Педагогические практики дают возможность студенту реализовывать полученные знания и формировать профессиональные навыки в условиях и реалиях современной школы и летних детских оздоровительных учреждений. Научно-исследовательская и преддипломная практики формируют навыки исследовательской работы в области филологии и методики преподавания филологических дисциплин.
В рамках каждого модуля запланировано изучение дисциплин по выбору, которые призваны расширить кругозор и усовершенствовать профессиональную компетентность выпускников.
Основные умения выпускника:
- Проектировать учебно-воспитательный процесс на базе конкретного языкового и литературного материала с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности.
- Вместе с обучающимися выявлять и обсуждать изменения в языковой реальности, формируя у них чувство меняющегося языка.
- Поощрять и развивать индивидуальные, творческие способности обучающихся.
- Успешно реализовать свой профессиональный потенциал в сфере педагогики и коммуникаций, выстраивать эффективные стратегии личностного развития.
- Исследовать, анализировать профессиональные и образовательные потребности и возможности педагогов.
- Проводить, анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в сфере науки и филологического образования путём применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.
Перспективы трудоустройства
- Учителя русского языка и литературы, учителя словесности в школах, лицеях, гимназиях.
- Преподаватель русского языка и литературы в учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища).
- Преподаватель в учреждениях дополнительного образования (центры детского творчество).
- Сотрудник учреждений управления образованием (Департамент образования, Министерство образования).
- Специалисты, журналисты, редакторы СМИ, корректоры, спичрайтеры.
- Сотрудники библиотек и музеев.
- Специалисты в области рекламы и связей с общественностью.
Форма обучения:
Очная
Срок обучения
5 лет (очная форма)
Особенности реализации образовательной программы
- Высокий уровень подготовки. Профессионализм профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего реализацию программы, является гарантом удачного сочетания филологического образования с современными образовательными педагогическими технологиями. Подготовка бакалавров в лучших традициях российского образования является конкурентным преимуществом подготовки педагогов по данной программе.
- Индивидуальная образовательная траектория. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно участвовать в выборе интересующих дисциплин вариативной части учебного плана, что позволяет освоить теоретический материал и получить практические навыки работы в направлениях современной филологии.
- Педагогическая, научно-исследовательская работа и проектная деятельность.
В процессе обучения студенты проходят практики в профильных учебных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, научно-исследовательских учреждениях, что позволяет обучающимся участвовать в реализации широкого спектра реальных проектов и определиться с будущим местом работы.
В Университете функционирует специфическая развивающая образовательная среда для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов через реализацию ряда образовательных, научных и социальных проектов, в которых студенты принимают самое активное участие.
Широкий спектр проектной деятельности и научно-исследовательской работы во время обучения способствуют актуализации полученных знаний и их применению в соответствие с современными технологиями в области педагогического образования.
- Учебная и научная инфраструктура. Использование студентами всех ресурсов Университета, научно-образовательных центров, оснащенных современным оборудованием, профильных ресурсных центров, также материально-техническую базу учреждений - партнеров.
- Возможности продолжения обучения Лица, успешно освоившие образовательную программу, могут продолжить обучение в магистратуре.