44.03.05 Русский язык и литература

rus Язык
5 Срок обучения, лет
Бакалавр Квалификация

Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

 Профиль: Русский язык и литература

         В рамках направления ведётся подготовка учителей русского языка и литературы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта педагога.

Актуальность образования:

  • Высокая востребованность в педагогических кадрах по профилю русский язык и литература на рынке труда (1 место в сфере образования согласно статистики Роструда).
  • Получение классического гуманитарного образования (глубокие знания русского языка), изучение шедевров отечественной и мировой литературы, владение древними и современными иностранными языками.
  • Качественное филологическое образование.
  • Содержание подготовки отражает новые явления в языке и литературе, современные тенденции коммуникации, инновационные педагогические  технологии и актуальные методики к преподаванию словесности.
  • Широкие возможности трудоустройства в образовательных организациях всех форм собственности.
  • Гарантия социальной поддержки молодых специалистов на региональном и федеральном уровнях
  • Возможность дальнейшего обучения и повышения квалификации в Университете.                

 Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) входит в Перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Российской Федерации.

        Цель программы – обеспечить качественную профессиональную подготовку бакалавра педагогического образования, обладающего системными знаниями в области филологии, способного реализоваться как специалист в условиях динамично меняющегося рынка труда, умеющего выстраивать индивидуальный путь профессионального развития на протяжении всей жизни.

 Область профессиональной деятельности выпускника:

 выпускники, освоившие программу, могут осуществлять профессиональную деятельность в области образования и науки (в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования).

Перечень основных объектов профессиональной деятельности выпускников:

обучение, воспитание, развитие, реализацию программ основного, среднего общего образования, дополнительного образования.

Виды профессиональной деятельности, к  которым  готовятся выпускники, освоившие образовательную программу:

педагогический, проектный, научно-исследовательский.

Содержание образовательной программы

Обязательные дисциплины профессионального цикла образовательной программы – это дисциплины, которые составляют основу психолого-педагогического и методического  блока, мировоззренческого,  предметно-содержательного, модуль профильной подготовки. Основой профессиональной подготовки является изучение современного русского языка, истории русской литературы, истории зарубежной литературы. Также программа содержит дисциплины по выбору по актуальным направлениям лингвистики и литературоведения, углубленные курсы филологических и культурологических дисциплин (теория языка, теория литературы, дискурсивные практики культуры (кино), современный литературный процесс).

Образовательная программа имеет практическую направленность. Ознакомительные и технологические практики ориентированы на формирование и совершенствование навыков литературоведческого и лингвистического анализа текстов. Педагогические практики дают возможность студенту реализовывать полученные знания и формировать профессиональные навыки в условиях и реалиях современной школы и летних детских оздоровительных учреждений. Научно-исследовательская и преддипломная практики формируют навыки исследовательской работы в области филологии и методики преподавания филологических дисциплин.

В рамках каждого модуля запланировано изучение дисциплин по выбору, которые призваны расширить кругозор и усовершенствовать профессиональную компетентность выпускников.

Основные умения выпускника:

  • Проектировать учебно-воспитательный процесс на базе конкретного языкового и литературного материала с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности.
  • Вместе с обучающимися выявлять и обсуждать изменения в языковой реальности, формируя у них чувство меняющегося языка.
  • Поощрять и развивать индивидуальные, творческие способности обучающихся.
  • Успешно реализовать свой профессиональный потенциал в сфере педагогики и коммуникаций, выстраивать эффективные стратегии личностного развития.
  • Исследовать, анализировать профессиональные и образовательные потребности и возможности педагогов.
  • Проводить, анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных исследований в сфере науки и филологического образования путём применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач.

Перспективы трудоустройства

  • Учителя русского языка и литературы, учителя словесности в школах, лицеях, гимназиях.
  • Преподаватель русского языка и литературы в учреждениях среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища).
  • Преподаватель в учреждениях дополнительного образования (центры детского творчество).
  • Сотрудник учреждений управления образованием (Департамент образования, Министерство образования).
  • Специалисты, журналисты, редакторы СМИ, корректоры, спичрайтеры.
  • Сотрудники библиотек и музеев.
  • Специалисты в области рекламы и связей с общественностью.

Форма обучения:

Очная

Срок обучения

5 лет (очная форма)

Особенности реализации образовательной программы

  • Высокий уровень подготовки. Профессионализм профессорско-преподавательского состава, обеспечивающего реализацию программы,  является гарантом удачного сочетания филологического образования с современными образовательными педагогическими технологиями. Подготовка бакалавров в лучших традициях российского образования является конкурентным преимуществом подготовки педагогов по данной программе. 
  •  Индивидуальная образовательная траектория. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно участвовать в выборе интересующих дисциплин  вариативной части учебного плана, что позволяет освоить теоретический материал и получить практические навыки работы в направлениях современной филологии. 
  • Педагогическая, научно-исследовательская работа и проектная деятельность.

       В процессе обучения студенты проходят практики в профильных учебных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях, научно-исследовательских учреждениях, что  позволяет обучающимся участвовать в реализации широкого спектра реальных проектов и определиться с будущим местом работы.

       В Университете функционирует специфическая развивающая образовательная среда для формирования профессиональных компетенций будущих педагогов через реализацию ряда образовательных, научных и социальных проектов, в которых студенты принимают самое активное участие.

  Широкий спектр проектной деятельности и  научно-исследовательской  работы  во время обучения способствуют  актуализации полученных знаний  и их применению в соответствие с современными технологиями в области педагогического образования.

  • Учебная и научная инфраструктура. Использование студентами всех ресурсов Университета, научно-образовательных  центров, оснащенных современным оборудованием, профильных ресурсных центров,  также материально-техническую базу учреждений - партнеров.
  • Возможности продолжения обучения Лица, успешно освоившие образовательную программу, могут продолжить обучение в магистратуре.
Информация по ОПОП: описание ОП, учебные планы, аннотации, РПД, календарный график, методические и иные документы

Календарный учебный график