Во ВГУЭС началась первая в этом году сессия стратегического планирования.
Сессия стратегического планирования – это процесс разработки стратегии организации, в рамках которой определяются цели деятельности организации и способы достижения этих целей. В крупных корпорациях проведение подобных сессий уже прочно вошло в практику, а для образовательных учреждений считается шагом скорее революционным. Во ВГУЭС сессии проходят с 2003 года по инициативе первого проректора ВГУЭС, доктора экономических наук, Галины Мальцевой.
- Любая стратегия начинается с осознания целей и конечного результата, - объяснила Галина Ивановна. – Причем в формировании целей должны участвовать все сотрудники. Сообща мы определили цели нашего университета – вести студентов к успеху в учебе, карьере и жизни, нести социальную ответственность, активно участвовать в жизни города, края и региона. Теперь мы собираемся, чтобы вместе выработать и наиболее эффективные способы достижения этих целей.
Первая в этом учебном году сессия стратегического планирования получилась долгосрочной – три полных дня. Но и тема была заявлена серьезная – освоение технологии движения от стратегии к системной мотивации. Передавала сотрудникам университета уникальную технологию заместитель директора Бизнес-школы Уральского государственного технического университета, эксперт в области реинжиниринга бизнес-процессов, д.э.н., профессор Лариса Малышева.
- Мир перевернуть нам, скорее всего, не удастся, - заметила Лариса Анатольевна, - но алгоритм вы освоите и потом сможете применять его в своей деятельности, в командных работах и на следующих сессиях
Сначала участники сессии: руководители структурных подразделений, директора институтов, преподаватели - определили круг проблем, которые мешают вузу работать максимально эффективно, а потом в группах искали способы решения одной из проблем.
- Наша группа решала проблему разрыва между образованием и наукой, - рассказала начальник учебно-методического управления Людмила Фалько. – В вузе, как в корпорации, есть несколько параллельных бизнес-процессов: научный и образовательный. Мы обсуждали, почему существует этот разрыв и как мотивировать преподавателей более активно заниматься научной деятельностью. В результате мы пришли к выводу, у преподавателей нет стимула заниматься наукой, так как нет заказа от внешней среды. Сейчас с внешней средой активно работают только два наших института: сервиса, моды и дизайна и информатики, инноваций и бизнес-систем - студенты под руководством преподавателей разрабатывают проекты под заказ. Если бы такая работа велась более масштабно, то и образовательный процесс мы бы перестроили под новые условия.
Еще одна группа решала проблему сопротивления изменениям.
- Любая система стремится к равновесию, поэтому сопротивляется изменениям, - напомнил о базисном законе эволюции профессор кафедры математики и моделирования Константин Солодухин. – Человек, как биологическая система, стремится занять место в пространстве с наименьшими затратами энергии, поэтому если в организации назревают изменения, то человек, естественно, будет сопротивляться. Выход – повысить уровень мотивации.
Все участники сессии подчеркивали положительные результаты первого дня работы: овладение технологией, которая действительно работает, и эффективное командное взаимодействие.
- Сегодня мы технологию работы осваивали пошагово, - заметил лаборант кафедры математики и моделирования Андрей Зима. – И на каждом этапе появлялись новые интересные идеи, которые никогда бы не возникли в отрыве от ситуации или вне рабочей группы.