Время от времени в СМИ появляются рассуждения о неприемлемости перехода российской системы высшего образования на так называемую Болонскую (уровневую) систему. Аргументы приводятся самые разные, от «бакалавриат – это недоученные специалисты» до «тогда все преподаватели превратятся в почасовиков» и т.д
Мы уже находимся в условиях, когда весь цивилизованный мир признал уровневую систему высшего образования (бакалавриат плюс магистратура), а международная интеграция требует cоответствия дипломов о квалификации. Поэтому для тех, кто еще сомневается, что Болонский «процесс пошел», слово в его защиту - от начальника отдела образовательных программ и стандартов профессионального образования ВГУЭС Оксаны Ткадлец.
- Хотим мы этого или не хотим - бакалавриат - это международный общепринятый уровень высшего образования. Диплом специалиста, который был принят у нас и до сих пор существует, не соответствовал западным стандартам высшего образования и не принимался в качестве эквивалента.
Российским законодательством определено, что диплом бакалавра - это диплом о высшем профессиональном образовании. Мнение о том, что это незаконченное высшее образование, является совершенно некомпетентным. Закон утверждает, что бакалавр имеет право занимать должности, для которых необходимо высшее образование. Поэтому за последние три-четыре года повышается интерес абитуриентов и их родителей к программам бакалавриата.
Теперь о преимуществах. Это безусловное достоинство, что с дипломом бакалавра и магистра гораздо реальнее трудоустроиться за границей.
Бакалавр по своему содержанию – это более широкая фундаментальная подготовка, в отличие от специалиста, который представляет собой конкретную, узко направленную специализацию в какой-то определенной сфере.
Во-вторых, на бакалавриате учиться меньше - 4 года. А за 5 лет (а то и 6 - по некоторым специальностям) первоначальные знания успевают устареть, и возникает мысль: или переучиваться заново, или пойти на второе высшее. А, как известно, второе высшее в нашей стране – платное. И бывает поздно уже что-то менять: и возраст не тот, и семья появилась.
При системе же бакалавриат-магистратура возможности гораздо гибче. Если бакалавр хочет усовершенствовать свои знания, есть возможность быстрее переориентироваться - вот для этого и существует магистратура! Можно научно-теоретическую магистерскую подготовку получать, просто поднимаясь вверх: бакалавр экономики - магистр экономики. А можно поступить в непрофильную магистратуру и тем самым скорректировать свою профессиональную ориентацию – наша система образования такие широкие возможности предоставляет.
Например, для бакалавра юриспруденции вполне реальна траектория магистра менеджмента. При определенных усилиях нет ничего невозможного. Такая комбинация знаний на стыке направлений, например, юрист с подготовкой в области управления – юрист-менеджер – это специалист на вес золота. А так бы пришлось получать два образования – экономическое и юридическое, что гораздо затратнее и по времени, и по средствам.
Или такое перспективное сочетание: менеджмент на бакалавриате и техническое или экологическое направление в магистратуре. Подобная квалификация дает шанс возглавить, к примеру, экспертную экологическую фирму. А можно менеджмент, наоборот, воспринимать как магистерскую программу.
Государство определяет магистратуру как следующий уровень образования, поэтому в магистратуре один раз можно учиться бесплатно. Магистратура дает отсрочку от армии.
Итак, бакалавриат позволяет быстрее сориентироваться на рынке труда, дает возможность раньше адаптироваться ко взрослой жизни, обрести финансовую независимость.
Уровневая система - это завоевание нашей системы образования. За ней будущее. Институты ВГУЭС – Институт международного бизнеса и экономики, Институт информатики, инноваций и бизнес-систем, Институт международных отношений и социальных технологий, Институт сервиса, моды и дизайна, Институт права и управления, Институт иностранных языков – уже не первый год выпускают бакалавров. И с каждым годом спектр магистерских программ во ВГУЭС расширяется: сейчас можно поступать в магистратуру на 12 программ по пяти направлениям.
Причем, на экономические направления - экономика, коммерция, менеджмент – охотно идут бакалавры и специалисты (сейчас период подачи заявлений) - переориентируются с других специальностей. Понимают, что это перспективно.
А это уже поддержка Болонского процесса «снизу», что лишний раз доказывает его жизненную необходимость.