О всё большем перемещении процесса обучения студентов ВГУЭС в электронную обучающую среду - как об одной из важных задач - заявил ректор университета Геннадий Лазарев.
О всё большем перемещении процесса обучения студентов ВГУЭС в электронную обучающую среду - как об одной из важных задач - заявил ректор университета Геннадий Лазарев на собрании трудового коллектива по окончании 2012-2013 учебного года.
Как показывает опыт 205 стран и 50-ти тысяч организаций мира, перевод обучения в электронную обучающую среду оправдывает цель – повышение эффективности образовательного процесса. Это отвечает стратегии университета: студенты ВГУЭС должны быстрее обучаться теории и больше времени уделять практике. Роль преподавателя - быть не столько источником знаний, которые теперь легко доступны, сколько навигатором в море информации и контролером знаний студентов.
О том, как идет внедрение новой электронной обучающей среды (ЭОС) – MOODLE, пришедшей на смену прежней разработке университета - «Аванте», - рассказал руководитель проекта, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и моделирования Института информатики, инноваций и бизнес-систем ВГУЭС Михаил Первухин:
- Moodle – система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Это веб-приложение, которое распространяется по лицензии GNU GPL и дает возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Ее преимущество в развитой модульной архитектуре, которая позволяет расширять возможности MOODLE за счет написания дополнительных модулей. Все это делает обучающую среду MOODLE сравнимой с платными аналогами.
До сентября 2013 года MOODLE работает в тестовом режиме, и уже сейчас можно посмотреть некоторые тестовые курсы преподавателей. Для этого надо перейти по адресу edu.vvsu.ru.
Давайте попробуем, используя гостевой доступ, добраться до тестов курса преподавателя кафедры математики и моделирования Михаила Первухина и наугад дать ответы. И, как и следовало ожидать, тесты не пройдены.
Но ведь за меня мог ответить и дока в этих вопросах – как тогда с объективной оценкой знаний? На это Михаил Первухин заметил, что пока идет речь о переходе на смешанное обучение. То есть некоторые виды работ можно перенести в электронную образовательную среду. И у преподавателя всегда должна быть возможность прямого общения со студентами:
- Смешанная форма обучения – это сочетание традиционной очной формы с использованием электронных технологий. Некоторые элементы очной деятельности мы перенесем в электронную среду – преподаватель может контролировать студентов, давая какие-то задания в аудитории. Но в итоге он должен будет так выстроить обучение, чтобы в дальнейшем общаться со студентом при помощи вебинаров, чата, форума и мониторить качество обучения на основе статистического анализа.
Дальше Михаил перечислил плюсы внедрения ЭОС. Самые впечатляющие для студентов: гибкость графика (24 часа в сутки и семь дней в неделю, возможность задавать вопросы, когда удобно, вступать в диалог с преподавателем и сокурсниками через вебинары или форумы, свободный доступ к курсу и из любого места, закладки, напоминающие о месте остановки обучения, и т.д.
- Можно выстроить индивидуальную траекторию обучения, когда в зависимости от результатов входного тестирования студента отправляют к той или иной части курса. Для успешного студента можно создать программу, обладающую максимальной актуальностью. И, наоборот, если он не осилил тесты пройденного курса, он не сможет продвигаться дальше – это называется адаптивное обучение.
Рынок корпоративного электронного обучения сейчас активно развивается. Такие крупные компании, как Сбербанк, ВТБ, Газпром, РЖД, МТС давно используют электронное обучение, что не только экономит средства, но и позволяет довольно быстро и эффективно провести переподготовку очень большого числа сотрудников. Поэтому чем раньше студенты ВГУЭС освоят эту форму обучения, тем легче им будет в дальнейшем.
Одним из первых шагов наполнения курса преподавателя будут интерактивные Flash-презентации: текст с картинками, с вопросами, с тестами, заданиями. Все это требует от создателя Flash-презентации соответствующих знаний и большего времяпровождения в сети.
И от студентов самостоятельная работа требует большой самоорганизованности, поэтому курсы нужно сделать такими, чтобы изучать их было интересно. Прочитал студент фрагмент лекции, выполнил задание: схему разобрал, картинку или кусочек видео посмотрел - должна быть смена видов деятельности, динамика. Такие возможности дают аудио- и видеоисточники информации, графические и другие мультимедийные средства.
Оценка успеваемости студентов проводится в различных формах. Возможно тестирование, написание эссе, докладов, рефератов, выполнение контрольных работ, различных, в том числе групповых проектов. Все это передается преподавателю для проверки через систему обмена файлами. Проверив работу, преподаватель высылает студенту персональные комментарии и оценку или рекомендации по доработке.
Преимущество для преподавателя в том, что есть список фамилий студентов и список файлов, которые от них поступили. Это намного удобнее, чем множество писем от студентов на почтовом ящике. Тут же можно им проставить оценку, написать комментарий – и студентам автоматически об этом уйдет сообщение на электронную почту.
Михаил Первухин одним из первых апробировал новую ЭОС MOODLE в работе со своими студентами:
- Я проводил в этом году итоговый экзамен: в MOODLE сделал тест с разными типами вопросов. В частности, один из вопросов был – составить математическую модель задачи и сформулировать результат в поле ответа – тут надо уметь думать и излагать. Подобный тип ответов наиболее интересен, так как здесь подбор ответа наугад не проходит. Важно создавать такие вопросы, чтобы исключить элемент случайности при ответе на них. Современные информационные технологии позволяют это делать.
С целью обучения преподавателей ВГУЭС работе в новой электронной обучающей среде во ВГУЭС запланирован на сентябрь семинар «Проектирование и разработка электронных курсов» белорусского преподавателя Владимира Наумова.
О самой обучающей системе MOODLE можно посмотреть видео на английском языке.