Статья затрагивает вопросы создания фитостен как аналогов вертикального озеленения. Актуальность развития данного направления обусловлена масштабными градостроительными процессами, происходящими в современных городах.
Абстракт – Статья затрагивает вопросы создания фитостен как аналогов вертикального озеленения. Актуальность развития данного направления обусловлена масштабными градостроительными процессами, происходящими в современных городах. Фитостены, как новое ландшафтное изобретение, способны перевернуть общие представления о садово-парковом искусстве, оживить мертвые бетонные стены современных городов, внести новизну в общий облик города, в восприятие жизненных пространств, сделать среду обитания человека более информативной.
Понятие «вертикальные сады» или «фитостена», впервые возникло в США. Создателями первых фитостен были Стенли Харт Вайт, Уильям Мэтью Макферсон, Элмер Гейтс. В настоящее время самые знаменитые фитостены находятся во Франции и являются результатом трудов Патрика Бланка. Работы Патрика Бланка вдохновили многие компании на создание фитостен в интерьерах и во внешней среде: GSky Plant Systems, Inc (США), «VerdMX» (Мексика), Suntory Midorie (Япония), «NeoGarden» и «Rastenia» (Россия).
Все многообразие фитостен делят на виды: «ProWall» и «BasicWall» для дизайна экстерьеров, «VersaWall» и «SmartWall» для дизайна интерьеров. Это разделение напрямую связано с типом конструкции фитостены. В первом случае типы конструкции называются модульными. Во втором случае – войлочным, при этом используется как войлок, так и пористый материал эковеб.
Ключевые слова: ландшафтная архитектура, ландшафтный дизайн, вертикальное озеленение, фитостены, фитомодули, гидропоника.
1. Актуальность использования фитостен в современных городских условиях. Развитие данного вида вертикального озеленения определяется следующими факторами:
- увеличением плотности застройки, которая ведет к сокращению площади городских озелененных рекреационных территорий;
- увеличением техногенной нагрузки на природу и человека, что ведет к серьезным экологическим изменениям (запыленности, загазованности и пр.)
Вертикальное озеленение, представленное фитостенами, это не только экономия пространства городской среды при использовании вертикальных поверхностей, но и полное отсутствие традиционного для вертикального озеленения использования грунта для посадки растений, со всеми связанными с этим сложностями ухода. Подобное устройство зеленых стен позволяет проводить оригинальные творческие эксперименты и создавать зеленые гобелены, ежегодно изменяющие свой внешний вид. При помощи вертикального озеленения создаются комфортные для человека условия. Стены, покрытые зеленью, нагреваются на 11-14°С меньше, чем открытые, выполняя роль естественного терморегулятора и способствуя созданию благоприятного микроклимата в доме. Вьющиеся растения предохраняют стены построек от косых дождей, растения забирают лишнюю влагу у фундаментов и стен домов [4].
2. Фитостены и их создатели, положившие начало новому направлению в ландшафтном дизайне. То, что мы сегодня называем понятием «вертикальные сады» или «фитостена», впервые возникло в США. Изучение данных патентного бюро США позволило вывить то, что начиная с 1937 года, были поданы несколько заявлений на патенты фитостен [1]. Их авторами были:
- Стенли Харт Вайт (Stanley Hart White), профессор ландшафтной архитектуры в университете штата Иллинойс (1922-1959). В Патенте «Vegetation-Bearing Architectonic Structure and System» от 1937г. он описывает совершенно новый на тот момент времени метод вертикального озеленения с помощью «Botanical Bricks» или «ботанических кирпичей». Основной целью своего изобретения он считает создание особой архитектурно-ландшафтной единицы, видимая поверхность которой засажена постоянно развивающимися растениями (рис.1). С помощью данной единицы можно создавать стены и перегородки необходимой высоты, формы, и особенно важно – нужного дизайна, так как каждый блок с растительностью портативен и взаимозаменяем. Изобретение Стэнли Харт Вайта стало вызовом обычному представлению вертикального сада;
Уильям Мэтью Макферсон (William Mathew Macpberson) округ Арлингтон, Вирджиния. В 1938 году он подал заявление на свое изобретение и назвал его «Vegetarion Bearing Cellular Structure and System» или «Растительность в сотовых ячейках и системе». Его система вертикального сада схожа с системой Стэнли Харт Вайта, она состоит из отдельных блоков, но изготовленных из стальной решетки. В блоки из стальной решетки засыпается компост, в который затем высаживаются семена растений. Сами решетчатые блоки собираются не по принципу кирпичной кладки, как у Вайта, а по принципу сотовых ячеек. В отличие от Вайта, для которого вертикальная стена из блоков с растения была элементом дизайна и могла использоваться на выставках и иных функциональных объектах, Макферсон главной задачей стены из растений определяет защиту дома от шума (рис.2);
- Элмер Гейтс (Elmer Hovenden Gates). В 1938 году подал заявление на изобретение «Vegetarion-Bearing Display Surface» или «дисплей с поверхностью из растений». Блочный принцип остается тем же, но в качестве субстрата в блоках, покрытых сетчатым материалом, он предлагает использовать минеральную вату или торф.
Данные изобретения могли бы иметь огромный успех, но с сентября 1939 года предвоенные настроения в США не дали реализоваться этим колоссальным проектам ландшафтной архитектуры.
В конце ХХ века идея вертикального сада заинтриговала гениального французского ботаника и ландшафтного дизайнера Патрика Бланка (Patrick Blanc). Так как горизонтальных поверхностей в Париже было мало, он решил использовать свои знания и засадить зеленью стены домов. В свой дизайнерский талант он поверил в 1994 г., когда создал первую композицию вертикального сада на парижском фестивале ландшафтного дизайна Chaumont-sur-Loire. Необычную инсталляцию признали новым трендом дизайнерского искусства и сохранили для последующих фестивалей. Всемирная слава пришла к французскому ботанику в 2006 г., когда он закончил проект Musee du Quai Branly в Париже.
Патрик Бланк уже обеспечил себе место в истории. В эклектичном XXI веке он создал нечто действительно новое: настоящий вертикальный сад, где вертикаль это не только место, по которому проходят стебли растений, как это испокон веков было в замках, увитых плющом, но и поверхность, на которой они растут.
Самые знаменитые фитостены находятся во Франции (рис.3). Все они являются результатом трудов Патрика Бланка (Park Floral, Cultural Forum, Pershing Hall и многие другие). Его работы представлены в Испании (галерея искусств CaixaForum Madrid), Сингапуре (офисное здания компании CapitaLand) и многих других странах Европы и Азии [2,6].
Работы Патрика Бланка вдохновили многие компании. Одной из таких известных компаний, создающих фитостены, является GSky Plant Systems, Inc. - ведущий поставщик вертикальных зеленых стен и зеленых крыш в Северной и Южной Америке. Их реализованные проекты можно найти в: Vancouver Airport, Starbucks, Whole Foods, офисах Microsoft, Disney World, Starwood Hotels и Longwood Gardens.
Не менее известна компания «VerdMX», работающая в Мексике [3]. Грандиозным проектом этой компании стали геометрические арки из растений «VerdMX / NISSAN design sculptures» (рис.4).
Менее знаменитой своим проектированием и созданием фитостен является компания Suntory Midorie в городе Токио, Япония. За четыре года своего существования, компания достигла больших результатов. Suntory Midorie разработала собственную растительную технологию и запатентовала легкий синтетический заменитель грунта.
В России также существует ряд крупных компаний, имеющих офисы и филиалы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми и Краснодаре. Это такие компании, как «NeoGarden» (Москва), «Rastenia» (Санкт-Петербург), студия ландшафтного дизайна «Линд» (Екатеринбург), «КипариС» (Волгоград). Их проекты фитостен в связи с особенностями российского климата, реализуются пока только в интерьере.
3. Основные типы фитостен. В настоящее время фитостены успешно используются как в интерьерах, так и городском озеленении.
Благодаря использованию зеленых стен, заполнение интерьеров живыми растениями стало возможно без выделения дополнительной площади. При этом эмоциональное воздействие вертикального озеленения значительно превосходит привычные зимние сады или комнатные цветы. Никакая визуализация интерьера
не способна передать истинную красоту и размах огромных вертикальных панелей с зелеными растениями. Общий вес конструкций обычно не превышает 30 кг/кв.м, поэтому технология может использоваться на стенах любой площади и высоты. Фитостены в интерьере могут быть цельными или модульными, иметь правильную геометрическую форму или отличаться оригинальным дизайном. Различные встроенные системы, предназначенные для ухода за растениями, значительно облегчают процесс поддержания их жизнедеятельности.
Фитостены в городской среде не уступают в популярности фитостенам в интерьере. В последнее время развитые государства все больше стараются интегрировать живые растения в уже имеющуюся архитектуру. На любой стене, в любом городе мира можно создать настоящую биосистему, которая позволит людям наслаждаться красотой растений. Такая декоративная отделка также помогает снизить потребление электроэнергии, благодаря эффекту термической изоляции. Он заключается в том, что в холодное время года фитостена защищает здание от холода, а в жаркий сезон обеспечивает естественное охлаждение. Помимо того, что растения выделяют необходимый человеку кислород, они действуют как высокоэффективная воздухоочистительная система. Частицы примесей, оседая на полиамидном волокне стены, медленно разлагаются, становясь удобрениями.
4. Технологии создания фитостен. Все многообразие фитостен условно делят на виды [5]:
- «ProWall» и «BasicWall» для дизайна экстерьеров (фасады) (рис.5,6);
- «VersaWall» и «SmartWall» для дизайна интерьеров (рис.7,8).
Это разделение напрямую связано с типом конструкции фитостены.
В первом случае типы конструкции называются модульными. Они представляют собой каркас и закрепляемые на нем рельсовым методом грунтовые модули с растениями. Примером такой посадки может служить живая стена, возведенная в сентябре 2012г. в Университете Квинс, г. Шарлотт, Северная Каролина, США. Эта фитостена отличается необычным дизайном – на ней изображена двойная спираль ДНК. Автором необычной живой стены является компания Ambius s, LLC.
Во втором случае, тип конструкции называется войлочным, и предполагает закрепление на каркасе либо матов из пористого материала эковеб, напоминающего губку, в котором создаются прорези и углубления, куда помещаются свободные корни растений, либо слоев войлока, формирующих карманы для растений. Примером такой конструкции являются стены Патрика Бланка.
Существуют основные технологии вертикального озеленения при создании фитостен: модульная система и войлочная (на основе гидропоники).
Модульная система конструкции предполагает технологию выращивания растений методом «на грунте», в котором существует несколько подходов:
- на сыпучих средах, когда корневая система растения оборачивается в почвенный субстрат и устанавливается на несущую конструкцию;
- на грунте, когда используются грунтовые модули с растениями;
- на дробных средах, когда под дробной средой подразумевают грунт из специальных материалов, с гранулами нужного размера.
Положительными сторонами фитостен, реализованных «на грунтах» являются: нахождение растений в естественной среде обитания, что способствует
длительности их жизненного цикла; возможность изменения экспозиции, благодаря изменению порядка модулей.
Отрицательными сторонами фитостен, реализованных «на грунтах» являются: трудоемкость ухода за стеной, пересыхание почвы, большая масса конструкции.
Войлочная система подразумевает использование технологии гидропоники (лат. gidro – вода, греч. ponos – работа) и означает выращивание растений на искусственных средах. При этом корневая система растений развивается на твердых, преимущественно волокнистых субстратах, не имеющих питательного значения. Питание растение получает из питательного раствора, окружающего его корневую систему.
Положительными сторонами метода гидропоники являются: небольшой вес и эргономичность гидропонных систем, своевременное получение растениями необходимых ему веществ. Благодаря исключению почвы, сокращаются все расходы, связанные с ее обслуживанием.
Отрицательными сторонами метода гидропоники являются: риск гибели растений при отсутствии, по каким либо причинам, подачи питательного раствора в течение суток. Поскольку растение прорастает внутрь гидропонного «кармана» или в основу эковеба, становится невозможным поменять композицию фитостены.
Заключение. Размещение природных элементов на стенах зданий и сооружений в городской среде – это сложная система инженерных разработок, способствующих развитию растительности в угнетенных условиях. В то же самое время это является проявлением подчинения природных элементов человеческим потребностям, ее «естественно неестественным развитием» в пространстве города. Фитостены, как новое ландшафтное изобретение, способны перевернуть общие представления о садово-парковом искусстве, оживить мертвые бетонные стены современных городов, внести новизну в общий облик города, в восприятие жизненных пространств, сделать среду обитания человека более информативной.
Список использованных источников и литературы:
-
Патенты США [Электронный ресурс]: http://patft.uspto.gov.
-
Работы Патрика Бланка [Электронный ресурс]:
http://www.verticalgardenpatrickblanc.com.
-
Работы «VerdMX» [Электронный ресурс]: http://verdemx.com.
-
Современное состояние фитостен [Электронный ресурс]:
http://wallofflowers.com/blog.
-
Технологии вертикальных стен [Электронный ресурс]:
http://verticalsad.ru/category/uxod-za-fitostenami.
-
Patrick Blank. The Vertical Garden: From Nature to the City (Revised and
Updated). W. W. Norton & Company; Revised and Updated edition. – France, 2012. – 208 р.
Gubareva K.V., Kop\'eva A.V., Khrapko O. V.
mtbspb@mail.ru, 457594@mail.ru., ovkhrapko@yandex.ru.
VSUES, BGI FE RSA, Vladivostok , Russia
GREEN WALLS AND THEIR USE IN MODERN LANDSCAPE DESIGN
Abstract – Creation of green walls as analogs of vertical gardening is now one of the perspective directions of landscaping design. The development relevance of this direction is caused by the large-scale town-planning processes happening in the modern large cities and in particular – in capitals of many countries. Green walls as the new landscape invention, are capable to turn over the general ideas of landscape gardening art, to recover dead concrete walls of the modern cities, to bring novelty in the general shape of the city, in perception of vital spaces, to make human habitat more informative.
That, what we call today the concept "vertical gardens" or "green wall", for the first time arose in the USA. Stanley Hart White, William Mathew Macpberson, Elmer Hovenden Gates were founders of the first green walls. The best-known green walls are found in France now and they are result of Patrick Blanc work. Patrick Blanc works inspired many companies on creation of green walls in interiors and in environment: GSky Plant Systems, Inc (USA), "VerdMX" (Mexico), Suntory Midorie (Japan), "NeoGarden" and "Rastenia" (Russia). All variety of green walls divide into types: "ProWall" and "BasicWall" for exterior design, "VersaWall" and "SmartWall" for interior design. This division is directly connected with type of green wall structure. In the first case the types of design are called modular. In the second case – felt, thus it is used both: a felt and a porous material an ecoweb.
Key words: landscape architecture, landscape design, vertical garden, green walls, phyto-modules, hydroponics.