Подведены итоги VII Дальневосточного форума информационных технологий и телекоммуникаций «Дальинфоком-2014»
Во Владивостоке подвели итоги VII Дальневосточного форума информационных технологий и телекоммуникаций «Дальинфоком-2014». Форум проходил 8-9 сентября. В нем приняли участие ведущие компании и IT-специалисты. Свои разработки представил Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Сегодня ВГУЭС – лидер как в области создания уникальной информационной образовательной среды через реализацию и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и управление университетом, так и в области разработки и реализации востребованных образовательных программ в сфере информационных и компьютерных технологий. Ведущие преподаватели и сотрудники подтверждают свой высокий профессиональный уровень через разработку и внедрение информационных систем управления, информационных сред и приложений, моделирование бизнес-процессов, что открывает для студентов большие возможности получить качественное образование по выбранному направлению, опыт практической работы во время обучения.
Итоги участия вуза в «Дальинфоком-2014» подвел проректор по стратегическому развитию и инновациям, курирующий во ВГУЭС IT-развитие, Владимир Васильевич Крюков.
- Владимир Васильевич, участие вуза в Дальинфоком-2014 можно считать масштабным: шесть докладов на секциях конференции, школа «СПРИНТ» в инновационном Бизнес-инкубаторе, и конечно, экспозиция на выставке IT-EXPO. Что интересного есть во ВГУЭС в сфере IT?
- На Дальинфоком-2014 мы представили около 20 собственных разработок – приложений и сервисов: информационную инфраструктуру, систему управления вузом, среду электронного обучения и тестирования студентов, систему единой регистрации пользователей и управления доступом к ресурсам вуза, навигатор по кампусу и самое главное – реализованную концепцию «Электронный кампус университета».
Данная концепция – разработка ученых и программистов ВГУЭС и итог многолетней работы по внедрению передовых ИТ-решений. Мы смогли успешно автоматизировать бизнес-процессы университета, улучшить управляемость всего комплекса информационных ресурсов и обеспечить соответствие цели информатизации стратегии развития вуза.
Концепция Электронного кампуса объединяет технологии и людей в единую информационную экосистему, ключевым элементом которой является студент. Уровень и глубину информатизации вуза можно определить следующими критериями, которые учитывают комплексность решений и соответствие современному пониманию внедрения IT на корпоративном уровне: автоматизация управления правами пользователей, корпоративный портал, электронный документооборот, управление контентом, уровень интеграции, уровень управления инфраструктурой, облачная инфраструктура и виртуализация. По всем этим критериям ВГУЭС находится на уровне ведущих мировых лидеров, например Массачусетского технологического университета, и превосходит большинство российских вузов. IT-отрасль интернациональна, и в реализации концепции Электронного кампуса университета, для улучшения качества образовательных программ мы сотрудничаем с партнерами из КНР и Республики Корея, которые тоже отмечают высокий технологический уровень наших решений.
- С какими докладами выступили сотрудники ВГУЭС на Дальинфоком?
- В докладах – результаты наших разработок и практические рекомендации. Мы представили доклады по различным тематикам. Начальник управления информационно-технического обеспечения Карина Шахгельдян рассказала о концепции «Электронного кампуса», начальник отдела разработки и администрирования корпоративной информационной среды Дмитрий Гмарь – о серверной виртуализации и виртуализации рабочих мест. Ведущий программист отдела современных образовательных технологий Алексей Горин поделился нашим опытом в области электронного обучения, а ведущий программист отдела разработки и администрирования корпоративной информационной среды Ксении Кротенок – о «Мобильном сервисе навигации NAV-IN».
- Вы подготовили два доклада – об основных технологических трендах и что важно для каждого вуза – о том, чему и как учить студентов. Ваши рекомендации по этому поводу.
- Ответ на вопрос «Чему учить?» продиктован требованиями рынка труда – выпускник должен быть готов проявить способности для успешного ведения профессиональной деятельности в определенных условиях. Говоря о потребностях рынка труда нужно иметь в виду не текущую ситуацию, а тенденции, и учитывать при этом потребности на международном рынке, если в вузе имеются интернациональные программы и иностранные студенты на этих программах. Самый масштабный рынок труда в области IT пока остается в США, а к 2018 году по данным Evans Data Corp. в мире будет более 20 млн. IТ-специалистов, в том числе в Индии 5.2, в США 4.5, в Китае 2, в России 1.3 млн. Основной особенностью спроса на международном рынке труда является то, что востребован IТ-персонал, занимающийся IТ-услугами и консалтингом, а не технологиями или разработками, причем это относится и к лидерам индустрии – компаниям Microsoft, Apple, Google.
Если с тем «чему учить» все более-менее понятно, то с вопросом «как учить» не так. С одной стороны, многое уже определено в Федеральных образовательных стандартах, требованиях общественно-профессиональной аккредитации, положениях профессиональных. Ставшая азбукой компетентностная модель образовательных программ, где результаты обучения декомпозируются на знания-умения-навыки не дает гарантий качества обучения, т.к. каждый вуз делает это исходя из своего понимания этой модели, которую системной и содержательной трудно признать. Сделать компетентностную модель полезной и применимой помогают профессиональные стандарты, которые есть для IТ отрасли, и международные стандарты, в частности, стандарты инженерного образования CDIO.
ВГУЭС – признанный лидер в области реализации образовательных программ по экономике и управлению, и у нас есть возможность готовить уникальных и востребованных специалистов в области бизнес-информатики – разработки, внедрения и сопровождения информационных бизнес-систем. Мы уже говорили о том, что информационные технологии вышли за рамки отрасли и стали определяющим фактором в развитии экономики всей страны. В последние годы во ВГУЭС реализуется модель интегрированного обучения, под которой понимается объединение воспитания, обучения, исследований и практической подготовки студентов в единый процесс, т.е. такой комплексный взгляд на практико-ориентированное обучение. Мы делаем акцент на обучении, а не на преподавании, т.е. предлагаем отказаться от модели регби во взаимоотношениях преподаватель-студент, когда первый бросает, а второй должен поймать мяч. Они должны вместе забросить мяч в ворота. Обеспечение качества образования означает создание условий. Большое внимание мы уделяем проблеме качества обучения, высокий уровень которого можно достичь, если созданы условия для обеспечения учебными ресурсами, инфраструктурой, учебными планами и программами, квалифицированными преподавателями. Это важнейший вопрос, поскольку на основании оценки только дисциплинарных знаний в большинстве случаев не представляется возможным достоверно судить о достижении целостных результатов обучения – компетенций.
Несколько лет назад мы стали говорить о новом сетевом поколении, а сейчас уже о цифровых аборигенах. Если раньше мы студентов первого курса доучивали цифровой грамотности, то сейчас многие из них владеют IТ лучше, чем преподаватели. И они хотят использовать, находясь в университете, все те возможности, которые уже освоили. Мы у себя это почувствовали особенно явно в прошлом году, когда абитуриенты стали сразу задавать вопросы про электронное расписание, личный кабинет, корпоративную электронную почту, навигацию по кампусу. А в этом году 80% заявлений на поступление абитуриенты подали в он-лайн режиме через сайт университета. Преподаватели и университет в целом должны учитывать запросы нового поколения студентов, отношение которых к учебе становится все более потребительским. Как может университет помочь студентам учиться более эффективно? Как мы можем лучше использовать учебное время? Как технология может позволить педагогам более полно удовлетворить потребности конкретных учащихся? Как мотивировать студентов к учебе в аудитории и в электронной среде? Кто главный в образовательном процессе? Кто и как должен определить, что преподаватель все делает правильно и добросовестно? Простых ответов на эти вопросы нет.
- Какие самые перспективные профили подготовки в сфере IT?
- В списке самых востребованных профессий по данным портала «Работа в России» Федеральной службы по труду и занятости есть две, связанные с IТ, - программист и системный администратор, причем по позиции программист спрос в 1,5 раза превышает предложение. Фокус бизнес-интересов направлен сегодня в основном в сторону разработчиков IТ-решений и программистов (С#, PHP, Java, NET, «1С» и пр.), которые являются настолько «дефицитным товаром», что их зарплатные ожидания зачастую завышены. Виноваты в этом сами работодатели, поскольку именно они готовы предоставлять даже начинающим специалистам более чем достойную оплату. Во многих случаях это оправдано — но лишь при условии, что работник сам готов прикладывать усилия к росту и обучению. По данным портала Superjob.ru, помимо знаний собственно языков программирования, работодатели хотят видеть у своих IТ-специалистов навыки гибкой разработки (agile). Следует также отметить, что на рынке труда востребованы программисты, умеющие работать в команде, владеющие инструментами коллективной разработки и тестирования программного обеспечения, включая системы управления версиями, процессы непрерывной интеграции, стандарты оформления кода и методы инспекции кода. Выводы, которые можно сделать из анализа рынка труда: спрос на IТ-специалистов будет расти неуклонно в течение многих предстоящих лет, специалист в области IТ – выгодная профессия для молодежи с точки зрения получения достаточно высокой заработной платы сразу после окончания высшего учебного заведения.
Десять лет назад за пределами IТ отрасли из всех расходов на технологии только 20% приходилось непосредственно на информационные системы и цифровые ресурсы, а к концу нынешнего десятилетия доля IТ расходов будет более 50% по данным Gartner. Этот процесс подкрепляется «цифровизацией» бизнеса во всех отраслях, например, многие компании переходят к использованию цифровых технологий в маркетинге и обслуживании клиентов. Кроме того, IТ все более активно включаются в новые модели извлечения прибыли. В результате, «любой бюджет развития превращается в IТ бюджет», как утверждают эксперты Gartner. Чтобы соответствовать этим реалиям, компании будут вынуждены вводить должность директора по цифровой политике (Chief Digital Officer), это будет абсолютно новая позиция в структуре топ-менеджмента. На международном рынке труда самые перспективные профили – это директор по цифровой политике, «датасаентист» (специалист по работе с большими объемами данными), специалист по виртуализации и облачным вычислениям, разработчик мобильных приложений, специалист по робототехнике, специалист по комплексной автоматизации бизнес-процессов.
Динамика развития информационных технологий настолько велика, что рынок требует постоянного изменения количества и качества знаний и умений от выпускника. С точки зрения университета – это значит постоянную коррекцию учебных планов и дисциплин, регулярную переподготовку кадров. Для решения этих задач во ВГУЭС создан центр IТ-компетенций. Кроме того, образовательные программы по IТ-направлениям согласованы с требованиями профессиональных стандартов, которые разработаны Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий.
- Удалось наладить новые контакты со стратегическими партнёрами?
- Наши специалисты много общались с представителями бизнеса, обсуждали, какие проблемы возникают при подготовке кадров для IT-отрасли, чему и как учить студентов. У нас налажены контакты с бизнесом – компаниями Фарпост, Ланит ДВ, группой компаний «Деловая сеть» и другими. Все готовы сотрудничать и помогать, причем не только при подготовке кадров, но и в совместных исследовательских проектах.
Мы хотим, чтобы наше сотрудничество имело разные формы: мастер-классы, тренинги, стажировки. Конечно, велось обсуждение взаимодействия в рамках нашей новой модели подготовки специалистов, когда на четвертом курсе студентам предстоит пройти восьмимесячную практику в компаниях.