О том, как работает наш университет с другими образовательными учреждениями, рассказывает заместитель директора центра «Абитуриент» Людмила Кравчук.
Как утверждают ученые, до пятилетнего возраста ребенок с «нуля» успевает познать и накопить столько информации, что на этой базе строится практически вся его дальнейшая жизнь. Не дать прерваться этой исследовательской жилке в характере развивающейся личности – задача воспитания и образования, все ступени которого должны быть воплощением преемственности. Во ВГУЭС этот принцип хорошо знают, понимают и давно применяют. Начиная с дошкольного возраста – в Европейской классической прогимназии и Восточной школе ВГУЭС. Но нашими студентами становятся и абитуриенты, приходящие извне.
О том, как работает наш университет с другими образовательными учреждениями в этом направлении, рассказывает заместитель директора Центра «Абитуриент» Людмила Кравчук.
– Конференции с научным уклоном, специализированные по различным направлениям, организуются школами, лицеями, гимназиями ежегодно. На них преподаватели, студенты, магистранты, аспиранты университета выступают экспертами, членами жюри и председателями секций. Подобное сотрудничество создает благоприятные условия для популяризации научных знаний среди учащихся, способствует повышению уровня ведения исследовательской работы еще со школы.
Опыт участия в таких конференциях показывает, что дети могут пробовать свои силы в простейших исследованиях примерно с 6-го класса и в большинстве случаев продолжают их, поступая в вузы по выбранному направлению и занимаясь научной деятельностью дальше.
Один из главных принципов любой конференции – открытость: практически каждый школьник может принять в ней участие, а на подходе «Что, как и почему – разберусь и объясню» основывается выступление каждого юного исследователя.
– Очевидно, что школьники в своих первых работах вместе с педагогами-предметниками рассматривают темы, близкие к любимому предмету и заинтересовавшие их в процессе учебы?
– Безусловно, об этом говорят и темы конференций: «Страницы истории российского Приморья» (гимназия № 1, Владивосток); «Диалог народов – диалог культур» (гимназия № 2, Владивосток); «Знание о человеке – основа науки ХХI века» (гимназия № 1, Владивосток); «Путь к успеху» (Артёмовская гимназия № 1), «Войди в природу другом», (школа 22, Владивосток), Экологическая конференция (школа № 17, Владивосток).
– Как преподаватели ВГУЭС участвуют в формировании научного мышления школьников, знакомят ли они ребят с азами проведения научных исследований?
– «Основы научных исследований» – такой курс читает доцент Михаил Сорокин, кандидат экономических наук в рамках подготовки к краевому экономическому форуму «Молодежь России: поиски новых путей в науке XXI века», традиционно проходящем в лицее № 41 г. Владивостока. Это реальная консультативная помощь начинающим исследователям, такие лекции всегда пользуются неподдельным интересом у старшеклассников, так как на занятиях Михаил Афанасьевич учит формулировать цели, определять временные и пространственные границы научного исследования, знакомит с формами представления результатов научной работы.
– В нашем вузе преподаватели вместе со студентами занимаются научными разработками, а насколько охотно они «идут» к школьникам?
– Работа преподавателей с талантливыми школьниками продолжается на протяжении многих лет, они – желанные гости школьных конференций. Практически все кафедры работают с ребятами по различным направлениям. Особенно это развито в Школе-интернате для одарённых детей им. Н.Н. Дубинина, лицейских классах Академического колледжа, Колледже сервиса и дизайна. В Институте права, Институте транспорта и логистики ВГУЭС открыты юниорские научные школы.
Поэтому закономерно, что многие работы учащихся школ удивляют своей глубиной, детализацией, вызывают интерес, выглядят как достойная затея, но самое главное, что ребята умело и смело демонстрируют свои достижения в области научного творчества.
Таким образом, работа по привлечению школьников в научную деятельность нами рассматривается как стратегическая и предусматривает сочетание традиционно успешных учебно-исследовательских направлений в школе с приоритетными для студента, основанными на фундаментальных знаниях.
Надо отметить, что центр «Абитуриент» находит новые подходы и пути в построении социального партнёрства и сетевого взаимодействия с образовательными организациями общего и профессионального образования не только в области профориентации, профильной подготовки, но и учебно-исследовательской деятельности.
– А в школах, лицеях, гимназиях приветствуют участие студентов в совместных со школьниками научно-исследовательских проектах?
– Надо признать, что вовлечение таких студентов, как Нерода Александра («Международный маркетинг и торговля»), Лелейка Виолетта («Реклама и связи с общественностью), Кравченко Наталья, Воробьева Алена («Бухучёт и аудит»), Князев Артем («Международный бизнес»), Фурсиенко Михаил («Мировая экономика», Дудник Ксения, Ломакина Виктория («Международные отношения», Зудина Людмила («Финансы и кредит»), Татуйко Александр («Налоги и налогообложение») в качестве членов жюри способствовало активизации работы в школах по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации, выбору профессии, а также привлечению к научно-исследовательской работе во внеурочное время под руководством школьных педагогов, молодых ученых, преподавателей и студентов кафедр.
Ежегодно в вузе проходит конференция студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, молодых ученых «Интеллектуальный потенциал вузов — на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР». Это хорошая площадка для разработки совместных различных творческих проектов со школьниками, у «взрослых» много личных достижений на этом пути, надо только делать шаги навстречу друг другу.
Как показала практика, особенно острые споры и дискуссии возникают именно между студентами и школьниками, а не между преподавателями и школьниками. Результаты устного опроса показывают, что большая часть участников конференции (75%) хотели бы заниматься в дальнейшем наукой.
Перечислим лишь немногие темы исследования школьников: «Новое слово в торговле: электронная торговля и её формы», «Планирование расходов семьи как базис экономической грамотности», «Волонтерское движение в Приморье», «Транспортная задача», «Методы решения задач линейного программирования», «Строительство многофункциональных гостиничных комплексов», «Приморье как кластер международных отношений: от саммита АТЭС в будущее».
Насколько научные чтения полезны для школьников, стремящихся посвятить себя исследовательской работе, мы проанализировали, основываясь на совместном опыте работы ВГУЭС и образовательных учреждений города Владивостока и Приморского края.