Какие меры помогут сохранить или улучшить позиции университета в международном рейтинге Webometrics
Место ВГУЭС в международном рейтинге высших учебных заведений Webometrics, июль 2014-январь 2015 гг.:
Показатель рейтинга Webometrics |
Вес |
Июль 2014 |
Январь 2015 |
|
1 |
Видимость (ссылки на сайт) |
1/2 |
32 |
2 |
2 |
Представленность (число страниц сайта) |
1/6 |
132 |
108 |
3 |
Открытость (число научных и учебных материалов вуза по GoogleScholar) |
1/6 |
50 |
32 |
4 |
Научное превосходство (статьи в WOS и Scopus) |
1/6 |
656 |
1291 |
Итоговое место в рейтинге |
1 |
46 |
20 |
Показатели оценки международного рейтинга высших учебных заведений Webometrics
1. Видимость (Импакт-фактор сайта). ½ рейтинга Webometrics.
Характеризует число ссылок на нас из других сайтов. Считается по информации с сайтов Majestic SEO и ahrefs.
Рейтинг по видимости считается как
Где X - число ссылок, а Y - число доменов, откуда идут ссылки. Нормируется на максимальное.
В ноябре 2014 года сайт ВГУЭС - http://abc.vvsu.ru/, который является устаревшим и фактически не поддерживается нами, на котором хранятся старые учебно-методические материалы, был взломан: на нём была размещена реклама и ссылки на эту рекламу размещены на 11 тыс. доменов. Что позволило нам стать вторыми после МГУ среди российских вузов по показателю Видимость, в июле 2014 ВГУЭС занимал 32 место.
Взлом был обнаружен сразу, реклама удалена, но ссылки на сайт ВГУЭС не торопятся удалять (что не зависит от нас). Поэтому ВГУЭС был учтен в январе 2015 года в рейтинге Webometrics как второй вуз по числу ссылок.
Очевидно, что постепенно ссылки на нас с этих доменов будут удалены и мы опустимся вниз.
Когда кто-то ссылается на ВГУЭС, то часто имеется в виду не только вуз и его главный сайт, но и конкретный материал. Конкретный материал имеет конкретную URL ссылку. Такая ссылка желательно должна оставаться статической и не меняться. Проблема состоит в том, что сайт ВГУЭС имеет весьма изменчивую структуру в связи с изменчивостью организационной структуры вуза.
Коммерческие компании показывают на сайте только представление о своем продукте или услуге. Никто не показывает все подробности. Вуз абсолютно другое образование. Вуз вынужден открывать все внутренности, в том числе организационную структуру, процессы по оргструктуре и прочее, так как это является и требованием учредителя, и общественности.
Поэтому при такой частой смене организационной структуры держать сайт вуза на чем-то кроме разработанной Центром информационно-технического обеспечения системе управления контентом просто невозможно. Очень большая часть изменений отрабатывается автоматически. Очевидно, что серьёзные изменения в структуре сайта (изменения URL, которые связаны с страницами подразделений) приводят к потерям на нас ссылок и снижению уровня доверия к сайту.
Институт информационных технологий, в частности Центр информационно-технического обеспечения, со своей стороны предпринимает следующие шаги:
- То, что можно выделить в формат деятельности и не привязывать к подразделениям, выносится в отдельные сайты на поддомены. Примером могут служить сайты Электронный кампус, Наука, Абитуриент
- При изменении организационной структуры ВГУЭС и соответствующих сайтов старается хотя бы сохранять уже существующие домены
Чтобы уменьшить негативные последствия, можно не обязывать все подразделения ВГУЭС заявлять о себе миру, делая собственный сайт, но формировать документы там, где они доступны сотрудникам. Например, зачем отделу Труда и заработной платы (ОТЗП) или отделу Экономики и планирования свой сайт? Все документы, которые они формируют должны храниться в сервисе Публикации документов.
Как повысить показатель «Видимость» честным способом?
- Публиковать много хорошего интересного контента.
- Контент могут формировать не только сотрудники и преподаватели, но и студенты, аспиранты.
- Нужно добиваться, чтобы как можно больше страниц сайта входило в первичный индекс Google.
- Нужно писать хорошие тексты, которые интересы для перепоста.
- Размещать ссылки на ВГУЭС на других сайтах. Нужно активно работать в социальных сетях.
2. Представленность. 1/6 Рейтинга Webometrics
В этом показателе учитывается число страниц, проиндексированных Google. То есть здесь нужен масштаб, как можно большее число станиц и файлов. При этом не учитывается содержание страниц, а только их индексация. Надо понимать, что не все страницы Google будет индексировать. Если там будет пустая информация, то Google пропустит их. Поэтому размещать на сайте нужно информативный материал.
В январе 2015 года ВГУЭС по этому показателю в рейтинге Webometrics среди вузов России на 108 месте, в июле 2014 ВГУЭС был на 132 месте. Это значит, что по сравнению с другими вузами у нас сайт не очень большой. Анализ показал, что у нас публикуется небольшое число новостей. У многих вузов новостей в 2-3 раза больше.
Что делаем для повышения показателя «Представленность»:
Автоматически формируем множество страниц, контент которых извлекается из баз данных:
- Сотрудников
- Подразделения
- Научные публикации сотрудников
- Учебно-методические материалы
- Портфолио сотрудника с разбитием на несколько тематических страниц
- Образовательные программы
- Учебные планы
- Научные проекты
- Список аспирантов кафедры
Что нужно делать для повышения показателя «Представленность»:
- Выводить еще информацию из базы данных. Например, следующие претенденты – курсовые и дипломные проекты, темы ВКР и их описание
- Открыть портфолио студентов
- Всем сотрудникам заполнить свой портфолио
- Всем подразделениям формировать контент, который способен к индексации в Google.
- Привлекать к формированию контента студентов и аспирантов
- Пресс-центру писать больше новостей и больше контента по деятельности вуза
- Не ломать ссылки
3. Открытость. 1/6 Рейтинга Webometrics
Показатель считается по числу проиндексированных в Google Scholar файлов, которые имеют отношения к науке и образованию и опубликованы на разных научно-образовательных сайтах учеными ВГУЭС. Сейчас оцениваются данные публикаций за 2010-2014 год. У ВГУЭС сейчас 32 место, в июле 2014 было 50.
Что делаем для повышения показателя «Открытость»
- Мы выводим все научные и учебно-методические публикации, чтобы они обязательно были проиндексированы в GoogleScholar. Выводим публикации с файлами.
- Мы учим всех размещать информацию в формате pdf, сделанном из Word, а не отсканированном.
Что нужно сделать для повышения показателя «Открытость»:
- Всем научно-педагогическим работникам (НПР) быть зарегистрированными в GoogleScholar
- Больше публиковаться
- Размещать свои научные труды в Хранилище (в настоящее время это делается через Портфолио сотрудника)
- Размещать в научных трудах файлы с полным текстом статей, сделанные в формате pdf из Word (текстового редактора) или непосредственно Word формата.
- Следить, чтобы все публикации были в открытом доступе в полном тексте в формате, который может быть проиндексирован (pdf, сделанный из текстового редактора, doc) и чтобы была понятна аффилированность с ВГУЭС
4. Научное превосходство 1/6 Webometrics
В показателе учитываются публикации научных статей в журналах WoS и Scopus. Никакого отношения к сайту не имеет. В январе 2015 проверяются данные за 2008-2012 год. Поэтому у ДВФУ, например, такой же низкий результат, как и у ВГУЭС. Так как все статьи в учитываемом периоде в рейтинге Webometrics привязаны к ДВГУ и ДВГТУ, а не к ДВФУ. Как только будет обновлены данные, то есть в следующем рейтинге, и расчет показателя будет производится по 2013 или даже 2014 году, ДВФУ сразу улучшит этот показатель.
Что делать?
Публиковаться в хороших журналах