Экономическим обоснованием свободного порта Владивосток занимались ведущие ученые и студенты ВГУЭС. «Порто-франко» Владивосток стал темой бакалаврских работ выпускников кафедры международного бизнеса и финансов ВГУЭС.
12 октября 2015 года вступит в силу Федеральный закон о создании свободного порта Владивосток. Законопроект готовился в тесном взаимодействии с представителями гражданского общества, экспертным и предпринимательским сообществом. Экономическим обоснованием свободного порта Владивосток занимались ведущие ученые и студенты ВГУЭС. «Порто-франко» Владивосток стал темой бакалаврских работ выпускников кафедры международного бизнеса и финансов ВГУЭС. На вопросы о будущем свободного порта Владивосток и перспективах выпускников отвечает зав. кафедрой международного бизнеса и финансов, доктор экономических наук, профессор, председатель комитета по социальной политике и делам ветеранов Думы города Владивостока Ольга Ворожбит.
- Ольга Юрьевна, накануне прошёл большой университетский праздник – вечер выпускников ВГУЭС – бакалавров и магистров. У вас есть замечательный повод гордиться cвоими выпускниками – они были в числе разработчиков проекта «Свободный порт Владивосток».
- Такое событие, как принятие Федерального закона о свободном порте Владивосток, очень важно в целом для города, для нашего края, и, конечно, для нашего университета – для профессорско-преподавательского состава и студентов. Федеральный закон «Свободный порт Владивосток» разрабатывался не «сверху», а с активным участием непосредственно тех, кто будет работать в рамках этого закона. И администрация Приморского края, и администрация города Владивостока принимали активнейшее участие в разработке этого законопроекта. Что касается ученых нашего университета, следует отметить, что на базе ВГУЭС прошло совещание совместно с советником министра развития Дальнего Востока Павлом Волковым. Был проведен круглый стол по вопросу о свободном порте Владивостока. И те обоснования, которые были сделаны, учитывались при принятии этого законопроекта. Но следует отметить, что не только ведущие ученые, но и студенты принимали участие в этой работе. Безусловно, ребята погрузились в проект закона, изучили зарубежный опыт. У нас совершенно уникальные студенты: они владеют не только одним, а даже несколькими иностранными языками. Они работали с первоисточниками: изучали опыт портов Гонконга, Сингапура, Республики Корея. Они посмотрели, как работают законы в других странах и каким образом можно их применять у нас. Конечно, их наработки были использованы у нас при обосновании, в разработке рекомендаций, но принятый закон, к сожалению, не учел всех наших пожеланий. Мы активно рассчитывали экономический эффект от специального налогового режима свободного порта, и, могу сказать, эффект был рассчитан в размере 17 копеек с одного рубля налоговых платежей. Согласитесь, что это существенно.
Мы будем продолжать работать над этим вопросом. В сентябре у нас будет Восточный экономический форум, на котором планируется присутствие президента. И, насколько я знаю, эта позиция активно поддерживается администрацией города Владивостока. Мы будем работать над тем, чтобы все-таки внести изменения и в первую, и во вторую части налогового кодекса, и этот налоговый режим работал бы у нас в рамках свободного порта.
Наша совместная работа показала, что студенты могут очень многое, то есть могут давать результаты достаточно высокого уровня, и это заслуга именно практико-интегрированного обучения. У нас нет работ, которые выполняются «на полку». Каждая работа содержит результат. Результат – это научная статья, материал в монографию, совместная работа с предпринимательскими структурами. И это то, что у нас на самом деле есть. Это могут преподаватели, это могут студенты.
Закон о свободном порте принят на 70 лет. На сегодняшний момент мы говорим о том, что есть документ, но нет практики его применения. Согласитесь, что одно дело - документ, а другое дело - практика. Поэтому здесь предстоит очень много работы, и я думаю, что вовлечение наших ребят в этот процесс позволит им занять ведущие позиции среди предпринимательских структур в свободном порте Владивостока.
- Почему именно ваша кафедра оказалась в числе разработчиков проекта «Свободный порт Владивосток»? В чем заключается сама специфика образования, учебной программы кафедры международного бизнеса и финансов?
- Специфика состоит в том, что ребята, которых приняли на наши профили, как правило, англо-, корее-, японо-, китаеговорящие. Конечно, знание языка – это инструмент, который при умелом использовании дает очень высокие результаты. Поэтому мы оттолкнулись от обращения к зарубежным источникам, и наши ребята это смогли. Это могут очень многие студенты, потому что у нас половина студентов обучается по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Здесь присутствует некоторый симбиоз владения иностранными языками и экономической подготовки. Ну и, конечно, немаловажную роль играет то, что преподаватели участвовали в обосновании проекта, и совместная работа дала вот такой результат. То есть преподаватель направил студента и получил результат такого высокого уровня.
- А будущие дипломники, будущие бакалавры и магистры не должны переживать, что тема свободного порта уже исчерпана? Или еще что-то останется для исследования?
- Тема свободного порта не то, что исчерпана, она только началась, еще 70 лет впереди. Поэтому мы будем искать новые грани. И говорить, что тема исчерпана – неправильно. У нас есть очень много льгот и преференций, которые на самом деле слабо востребованы. Резиденция в свободном порте требует оформления пакета документов, разработки бизнес-плана. К сожалению, далеко не все предприниматели, особенно малого и среднего бизнеса, готовы это сделать качественно. Поэтому именно просветительская работа, подготовка специалистов к работе по правильному оформлению документов позволит их сделать локомотивом той экономики, которая создается у нас в городе и крае.