Заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного права, победитель конкурса «Преподаватель глазами студентов» Алексей Мамычев рассказывает о студентах ВГУЭС, их учебе и победе в конкурсе.
– Алексей Юрьевич, какое впечатление оставил конкурс? Была ли уверенность в победе? Что помогло победить?
– Давайте по порядку. Во-первых, мне хотелось бы еще раз выразить благодарность нашему студенческому активу за то, что они взяли на себя смелость провести этот сложный конкурс (его организовали и провели студенты самостоятельно!). Это было здорово и увлекательно.
Во-вторых, конкурс оставил только позитивные впечатления. Я, конечно, могу только догадываться, сколько сил и энергии было затрачено. Все было сделано как надо: студенты проводили анкетирование, присутствовали на лекциях и семинарах, осуществляли запись видео-интервью. Моя уверенность в победе? Ее не было, мы же не видели результаты опросов, оценки, которые выставляли нам студенты по качеству лекционно-практических занятий.
В-третьих, что помогло победить? На этот вопрос могу ответить точно – студенты, поскольку главным фактором победы были их мнения и суждения.
– Сегодняшний студент ВГУЭС – какой он?
– Интересный, жизнерадостный. Однако студенты, с которыми мы сегодня работаем, имеют существенные отличия от студентов прошлых времен. Во-первых, это молодые люди, интерес и внимание которых удержать очень трудно, поскольку постиндустриальная эпоха, широкие возможности и информационно-коммуникативные технологии сформировали у них особый стиль жизни и деятельности. Философы описывают это состояние как «фрагментарное», политики – как «клиповое», а суть в том, что для развития, для работы мысли молодому человеку нужен динамизм, постоянная смена картинок, сюжетов. Ему требуются импровизации и яркие, запоминающиеся слова, образы. Традиционный, спокойный и размеренный режим получения знаний, рутинный формат выполнения заданий очень сложны для сегодняшнего поколения. Отсюда и стремление нашего профессорско-преподавательского состава изменять формат лекционно-практических занятий, искать интерактивные формы взаимодействия в рамках учебного процесса.
Во-вторых, современный студент быстро адаптируется к различным ситуациям, но и быстро теряет интерес, как только вник в суть происходящего. Он быстро схватывает идею, но не склонен ее систематически и всесторонне анализировать, углубляться в различные нюансы.
В-третьих, наш студент развивается сегодня в среде давления огромного числа интересных, но отвлекающих факторов. Ему очень тяжело собраться и посвятить все свое внимание решению определенной задачи, проблемы. И наша задача именно в том, чтоб помочь ему, сформировать умение концентрироваться на главном.
Тем не менее, есть и устойчивая черта для всех поколений студентов. Большинству нужен проводник. Не надзиратель, не деспот, а именно старший товарищ, который бы сформировал образ профессионала – такой пример правильного отношения к знаниям.
– Какие пути поступления во ВГУЭС возможны для особенно одаренных школьников (олимпиады, высокие баллы, и т.д.)?
– Путей очень много. Кроме известных, таких, как получение наивысших балов в рамках сдачи ЕГЭ и формирование индивидуального портфолио абитуриента, включающего его личные достижения (грамоты, победы в предметных олимпиадах), есть и другие варианты. Как вы знаете, во ВГУЭС действует целая программа по работе с одаренной молодежью. В ней предусмотрено все – от психологического профессионального тестирования, которое проводят сотрудники центра «Абитуриент», постоянно действующих предметных олимпиад и «Умных каникул», до развивающих тренингов и мастер-классов.
Самое главное, что работа нашего центра «Абитуриент» позволяет не только получить дополнительные баллы к ЕГЭ для поступления во ВГУЭС, но и формировать себя как успешную и профессиональную личность еще до самого процесса высшего профессионального обучения.
– Кем и где смогут работать выпускники вашей кафедры?
– Наша кафедра теории и истории российского и зарубежного права – уникальное сочетание образовательных программ, хотя, наверное, каждый заведующий кафедрой также скажет о своей «профессионально-рабочей родине». Кафедра осуществляет подготовку юристов и международников, т.е. участвует в реализации образовательной программы «Юриспруденция» и является выпускающей кафедрой для направлений «Международные отношения» и«Зарубежное регионоведение». Вы только представьте, что можно получить не только профессиональную юридическую подготовку, но и быть специалистом международником с глубоким знанием основ регионалистики. Например, я сам получал одновременно два образования – юридическое и экономическое. А здесь есть возможность стать не только востребованным юристом, но и получить языковую, политическую и экономическую подготовку в аспекте межгосударственного взаимодействия. Так, образование по направлению «Международные отношения» и«Зарубежное регионоведение» ведется на трех языках: английский, китайский/корейский/японский (по выбору) и русский. Предусмотрена обязательная зарубежная стажировка в рамках практико-интегрированного обучения в странах АТР и Европы – Китай, Корея, Япония, США, Канада и в других. Для будущей карьеры это просто колоссальный капитал.
Сегодня выпускники направлений подготовки «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение»становятся сотрудниками иностранных отделов самых разных бизнес-структур: транспортных, туристических, рекламных, кампаний сотовой связи, медицинской косметологии и т.д. Одним из самых популярных стало направление организационно-административной работы. Наш выпускник – это менеджер по приему гостей, менеджер или руководитель департамента по связям с общественностью, специалист международного отдела, помощник вице-президента по международным вопросам, сотрудник центра выставочной деятельности. «Международники» востребованы в редакции средств массовой информации, интернет-кампаниях – таких, как ОАО «Приморавтотранс», ООО «Джи1 Entertainment», ООО Рекламная группа «ИРОКЕЗ», ООО «ФарПост», «МТС», туристическое агентство «Контора Кука» и других. Мы ждем наших абитуриентов!