Светлана Клименко: «Взлетая против ветра»

13 сентября 2017
Светлана Клименко: «Взлетая против ветра»

Светлана Афанасьевна Клименко, директор Института маркетинга и массовых коммуникаций ВГУЭС. В университете работает 46 лет. Под ее руководством реализован и успешно действует уникальный проект «Абитуриент». Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Неоднократно поощрялась благодарностями, грамотами ректора и департамента образования и науки Приморского края. Награждена Почетным знаком «Золотой фонд ВГУЭС» - за долголетний плодотворный труд, большой личный вклад в становление и развитие университета, высокие достижения в профессиональной деятельности.

ПОМНЮ, пришла в ДВТИ в 1971-м году, вся из себя университетская девочка, начитанная по самую макушку: филфак во Владивостоке, диплом в Ленинграде, общение с великими людьми из легендарной столичной профессуры, свободный английский… В шикарном брючном костюме, сшитом по «блату» в комбинате ГУМа, явилась на прием к Анатолию Ивановичу Савченко, первому ректору в истории ВГУЭС. По тем временам это было неслыханной дерзостью – устраиваться на работу в таком виде и отчаянной смелостью – даже просто ходить по городу: женщин в брюках всячески осуждали, могли запросто остановить на улице, отпустить что-нибудь, мягко говоря, нелицеприятное, в брюках не пускали в рестораны, партийные и комсомольские райкомы, крайкомы и прочие ведомства.

И первое, что мне сказал уважаемый Анатолий Иванович: «На работу беру, но в брюках в институт нель-зя!» Как ни странно, этот наш модный диссонанс ничуть не повлиял на мое решение работать в ДВТИ.  Отношения с вузом сразу стали какими-то родственными, я с первых дней почувствовала себя здесь, как дома, и очень быстро поняла, что никуда отсюда не уйду. Так и осталась – на всю жизнь.

Мне очень понравился и сам институт, хотя ничего особенного в нем не наблюдалось. Мне пришелся по душе наш молодой коллектив, который, уж точно, выделялся: такой был талантливый, яркий, нестандартный. И хотя я привыкла к академической школе, мне скоро стали очень близки эти люди, которые по-другому говорили, меньше читали художественной литературы, но зато были настоящими мастерами своего дела.

Я начала работать ассистентом на кафедре иностранных языков, и там все было замечательно, но пусть простят меня коллеги, кафедру технологии швейных изделий я полюбила просто безумно. В этом царстве моды такие звезды сияли! Преподаватели кафедры вызывали восхищение: молодые, красивые, очень модные, очень стильные, очень современные женщины. Ольга Сергеевна Болдовкина (она всегда носила потрясающие шляпки!), красавица, умница Танечка Будко, Рита Гудакова (выпускница московского технологического института, прилетевшая к нам – невиданной яркой птицей)!

Преподаватели модной кафедры выделялись и внешне, и внутренне. В них было столько невероятных идей, азарта, креатива, как сейчас говорят! Первый театр моды в нашем институте создавали именно они.

А какие потрясающие коллекции они отшивали! Помню, на защите дипломов представили коллекцию современной одежды по японским мотивам, и это было настоящее чудо! Многие годы у нас все, кто мог, как на праздник, сбегались на кафедру смотреть защиту дипломов.

Роскошные коллекции были у Зои Липатниковой (Томилиной), которая сейчас известна по дизайнерской группе «Чердак forever».

Костюмами «от ДВТИ» восхищались в Болгарии и Японии (Модно-лирическое отступление)

Помню, какие изумительные платья шили на кафедре технологии швейных изделий для многих наших ассистентов и аспирантов, и я, известная модница, тоже была в числе постоянных заказчиц.

Когда мы первый раз поехали с мужем в Болгарию, все вокруг рассыпались в комплиментах: бесподобно красивое у меня платье! А оно, между прочим, было сшито из обыкновенной плащевой ткани и – внимание! - из обыкновенных мужских кальсон! Наши мастерицы распороли три пары кипенно-белых подштанников, превратив их в дефицитную ткань, из которой затем родилась чудесная юбка. А плащевка вообще была типа брезента и для плащей совершенно не подходила, но золотые наши швеи умудрялись сотворить из этого неподобающего сырья популярные платья в стиле «сафари».

А в 89-м или 90-м году поехали мы с Геннадием Иннокентьевичем в командировку в Японию - учиться управленческому менеджменту. В поездку я взяла с собой великолепный комплект, сшитый нашими студентками под руководством Людмилы Юрьевны Фалько. В комплект входил очень необычный пиджак с регланом, брюки, юбка, жилет, и все это волшебно и гармонично комбинировалось. Японские коллеги были восхищены, удивлены и, несмотря на восточную сдержанность, не удержались от вопроса:

- Где, госпожа Светлана, вы покупали свой элегантный прекрасный костюм? Что это за марка одежды?

- Это наша отечественная марка. Марка ДВТИ! – гордо сказала я.

Кто знает, может быть, с этого момента началась история бренда ВГУЭС, который сегодня занимает 46 позицию в списке российских вузов – по узнаваемости бренда.

Лазаревский университет

На самом деле, вся главная история ВГУЭС началась с Геннадия Иннокентьевича. Это с ним мы не просто шаг за шагом поднимались вверх по ступенькам, а буквально вихрем взлетали! Было постоянное мощное движение по восходящей. Под руководством Лазарева ДВТИ достаточно быстро (для непосвященных как-то вдруг!) вырос в очень современный, инновационный университет, заметно выделяющийся на фоне других местных вузов.

Помню, как только не называли наш институт, когда ректором стал Геннадий Иннокентьевич: и «баней», и «банно-прачечным комбинатом». Похоже, мы тогда несли на себе весь общественный негатив по отношению к сфере бытового обслуживания с ее неповоротливостью, низким уровнем сервиса, вечным дефицитом…

В этом смысле у меня самой был некоторый снобизм: все, не связанное с высокими материями - искусством, литературой, творчеством, высокомерно отправлялось в «полосу отчуждения». Что такое «технологический институт» в сравнении с моей альма-матер - классическим университетом?! Но вот утащила меня судьба в сторону ДВТИ, и здесь я увидела вуз другими глазами, искренне полюбила его, сроднилась с ним. Думаю, что навсегда. Горжусь, что работаю во ВГУЭС. А еще для меня и, думаю, для многих-многих других людей, ВГУЭС – это «Лазаревский университет»! Лазарев создал наш великолепный ВГУЭС: вуз-лидер, вуз-новатор, вуз-победитель, - сначала в своем воображении, в проектах, потом в реальных делах, программах, стройках. И каждый раз Лазарев берет все новые вершины. Не перестаю удивляться, откуда в нем столько силы, энергии, стратегического чутья?! Уверена, что и сегодня, сейчас в его мудрой голове еще масса новых, особенных, «лазаревских» идей, с которыми он скоро вновь предвосхитит время.

«Это казалось фантастической авантюрой»

Помню, как в 88-м году коллектив ВГУЭС выбирал себе ректора. Лазарев был один из многих кандидатов, среди которых выделялись Владимир Иванович Таланцев, с 1987 года занимавший должность ректора, профессор Светлана Михайловна Гриванова. Между кандидатами развернулась невероятная борьба, и хотя эти люди представляли различные группы в институте, их объединяло желание видеть во главе вуза выходца из своего коллектива. Лазареву, как стороннему претенденту, было чрезвычайно трудно добиться нашего расположения, тем более, мы все как-то незаметно привыкли к традиционной, размеренной жизни института и, честно сказать, и не представляли, что из всей этой рутины еще можно вырваться.

И вот кандидаты выходили, речи произносили, что-то обещали. Все так привычно, утомительно-скучно… А потом вышел на сцену Лазарев и как начал рассказывать какие-то фантастические истории про то, что он построит, что сделает, и эти его проекты казались настолько сумасшедшими и не реальными, что сомнений у меня не осталось: перед нами - авантюрист с большой буквы! Абсолютно ему не поверила и проголосовала против. Но что удивительно, подавляющее большинство коллектива поддержало кандидатуру Лазарева!

Вскоре после избрания нового ректора в институте началась активная реорганизация учебного процесса, стали внедряться компьютерные технологии, создавались современные программы. Буквально через год на собрании трудового коллектива я уже совершенно искренне говорила о случившихся переменах, о том, как многое сделано и жаль, что обещаний на эти 365 дней было так мало заявлено…

А потом Лазарев взялся за чердаки. К примеру, шестой этаж, где у нас сейчас преподавательские, аудитории, кафедра бухучета, раньше был обычным чердаком. Геннадий Иннокентьевич, как положено рачительному хозяину, грамотно использовал пустое пространство вуза. К слову, на месте центра «Абитуриент» в 80-е годы располагались бойлерная и столовая.

Тогда же поднялись в высоту студенческие общежития – за счет надстроенных мансард. Грандиозная стройка развернулась практически на всей территории университета.

Представляете, Россия, Владивосток, лихие 90-е, ничего не строится, везде застой, разруха, нищета. Университет в сложнейшей ситуации: Министерство бытового обслуживания, в структуру которого мы входили, рухнуло, а Министерство образования под крыло не берет. Денег нет, ни-че-го нет, а наш ректор уникальный кампус возводит! С театром, Зимним садом…

Вообще, для меня Лазарев – это всегда удивление и всегда открытие. Он нестандартно думает, по-другому видит, иначе говорит, по-своему делает, добиваясь, кажется, невозможного. Он, как самолет, всегда взлетает против ветра! Обычному человеку это может показаться странным, а на самом деле все логично, точно, правильно.

Легендарный ЯК-40, установленный на территории ВГУЭС, стал, на мой взгляд, не только особым символом университета, стремительно набравшим высоту, но и ключом к пониманию характера Лазарева, командира, профессионала высшего пилотажа.

Справка:

Международная ассоциация CEEMAN (Ассоциация развития менеджмента в Центральной и Восточной Европе) признала ректора ВГУЭС Геннадия Лазарева абсолютным победителем конкурса в номинации «Выдающиеся достижения в управлении организацией».