Top.Mail.Ru
Криптовалюта как новое слово в строительстве «финансовых пирамид» . Владивостокский государственный университет ВВГУ

Криптовалюта как новое слово в строительстве «финансовых пирамид»

1 февраля 2018
Криптовалюта как новое слово в строительстве «финансовых пирамид»

В последнее время на мировом рынке наблюдается стремительный рост цен на так называемую «криптовалюту» (прежде всего, биткоины). Речь о «цифровых товарах», которые используются как в качестве объекта спекуляций, так и платежных средств (т.е. денег). Причем мнения разделились. Одни экономисты считают, что криптовалюта имеет полное право на существование. Другие утверждают, что криптовалюта - это инструмент широкомасштабного мошенничества. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились к одному из лучших специалистов в области теории денег – доктору экономических наук, профессору кафедры международного маркетинга и торговли  ВГУЭС Александру Аркадьевичу Исаеву, автору книг «Фиктивная экономика», «Фиктивные деньги», «Стабилизация реальной покупательной способности рубля» и др. Еще в 2005 в статье «Фиктивные деньги как инструмент мошенничества» (журнал Генеральной прокуратуры РФ «Законность») он доказывал, что введение в обращение любых «частных денег» по своим экономико-правовым последствиям является формой фальшивомонетничества и в силу этого должно пресекаться государством.

- Александр Аркадьевич, так почему обращение криптовалюты, как говорится, вызывает вопросы?

- Предлагаю начать с теории.

Существует такое понятие как «законные (реальные, настоящие) деньги». По определению, законные деньги – это средства обмена, которые выпущены уполномоченным государством органом в соответствии с национальным законодательством. Иные средства обмена являются незаконными (фиктивными) по определению.

Дело в том, что товарно-денежный обмен есть обмен товарами, «растянутый» во времени. При этом необходимо учитывать, что покупательная способность денег со временем может существенно измениться. В частности, уменьшиться в результате введения в обращение дополнительной денежной массы и соответствующего роста цен на товары. Следствием этого становится уменьшение количества (прежде всего, реальных) благ, которые могут быть приобретены владельцами определенной денежной суммы. Таким образом, увеличение денежной массы в обращении ведет к нарушению имущественных прав владельцев «настоящих денег». А из закона сообщающихся сосудов известно, что если на рынке есть те кто, потеряли (недополучили) часть имущества из-за инфляции, то есть и те, кто эту часть имущества приобрели. Другими словами, «если ты получил рубль, который не заработал, то есть и тот, кто заработал рубль, который не получил».

Такой взгляд на механизм изменения покупательной способности «настоящих денег» при введении в обращение «частных (незаконных) денег» позволяет объяснить причины неприятия государством эмиссии «частных денег» различными лицами. Согласно п.1 ст. 75 Конституции РФ, «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно (выделено автором) Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается».

Существует четыре основных вида незаконных (фиктивных) денег, которые используются в качестве платежного средства на российском рынке:

- фальшивые деньги;

- ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.);

- инвалюта, используемая в качестве платежного средства при обмене товарами на внутреннем рынке;

- криптовалюта.

- Кстати, а что такое криптовалюта? Ни один из моих знакомых вразумительно объяснить мне не смог.

- В экономической теории есть такое понятие как «фиктивные (иллюзорные) товары». Речь идет о предметах обмена в виде… абстракций. Прежде всего, речь о различных обязательствах, индексах.  В отличие от реальных товаров в момент купли-продажи такие «товары» нельзя намазать на хлеб, их нельзя прочитать перед сном… Не зря такие товары иронично называют «кусками голубого неба», «финансовыми пузырями.

- Ничего не понимаю. А зачем люди покупают такие товары?

- Задам встречный вопрос. А зачем люди покупали «билеты МММ» («билеты Мавроди»)? Какую потребность они удовлетворяли, приобретая листки практически ничего не стоящей бумаги?

- Ну, цены на «билеты МММ» все время росли. Купив такие билеты, а затем, продав по более высокой цене, можно было неплохо заработать. Многие даже продавали единственные квартиры и вкладывали деньги от их продажи в «билеты МММ».

- А Вы не задумывались, почему цены на такие «билеты» (а компаний типа МММ на рынке было не мало) росли такими темпами? Очевидно, что причиной этого была так называемая «самокотировка». Речь идет об искусственном взвинчивании цен на такие «билеты» самими «строителями финансовых пирамид», которая, кстати, для большинства «партнеров» закончилась весьма печально.

Теперь о криптовалюте.

Что такое «1 биткоин» с экономической точки зрения?

Как известно, современные законные деньги – это, прежде всего, определенное количество «стоимостных баллов» (обычных цифр), при помощи которых участники рынка оценивают стоимость товаров на рынке. Таким образом, «1 биткоин» – это всего лишь «1 стоимостной балл» (как «1 рубль», «1 доллар» и т.д. ) в рамках определенной эмиссии таких баллов, введенных в обращение «отцами» биткоина.

Тогда вопрос. А для чего участвующие в блокчейне компьютеры обмениваются ничего не стоящей информацией? Ведь такой обмен информацией на объем эмиссии биткоинов не влияет. На мой взгляд, ответ лежит на поверхности. Все эти компьютерные технологии не более, чем «наведение тени на плетень», «запудривание мозгов» покупателей, придание иллюзии серьезной производственной деятельности.

Таким образом, криптовалюта – это очередная «иллюзорная ценность». А сам «майнинг криптовалюты» - новое слово в строительстве «финансовых пирамид». Причем очевидно, что тут основными выгодоприобретателями являются инициаторы создания таких «пирамид», такого «блокчейна». Что же касается большинства «партнеров», то, по моим прогнозам, им достанутся только воспоминания о настоящих деньгах, которые они потратили на покупку «крипты». Ничего не сделаешь: закон сообщающихся сосудов.