О тонкостях и особенностях приобретения товаров через интернет или телемагазины, и о проблемах, которые вместе с товаром может «купить» потребитель, рассказали студентам кафедры международного маркетинга и торговли приглашенные спикеры Недели качества во ВГУЭС.
В последние годы все больше людей предпочитают делать покупки дистанционным способом, то есть через интернет или телемагазины. Плюсы таких заказов очевидны – не нужно никуда идти, тратить время и переплачивать за товар, ведь стоимость аренды, зарплаты продавцов так или иначе входят в стоимость товара. Но и минусы онлайн торговли и «подводные камни» тоже есть. Как избежать неприятных моментов при покупке товаров через интернет и что делать, если товар оказался ненадлежащего качества, студентам и преподавателям ВГУЭС подробно рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю Мария Аралова.
- К нам в управление ежедневно поступают жалобы, касающиеся товаров, приобретенных через интернет, - рассказывает Мария Сергеевна. - В основном нарушения связаны с несоблюдением сроков доставки товара, но очень часто люди жалуются на обманутые ожидания. Например, один из последних случаев: человек заказал дорогой смартфон, а получил посылку с камнями. Или другой пример, когда полученный товар оказался не соответствующим описанию: «яблочко» с «айфона» сразу отвалилось. И вроде бы всем понятно, что «айфон», который стоит у официального продавца несколько десятков тысяч рублей, а куплен на одном из сайтов за 3 тысячи, не может быть настоящим, но, тем не менее, люди заказывают и ждут «оригинал». Есть некоторые сайты, на которые у нас уже целая подборка таких претензий.
Дистанционная покупка товаров регламентируется гражданским кодексом РФ, законом «О защите прав потребителей» и специально утвержденными постановлениями правительства. Но в некоторых случаях ни законы, ни постановления на деятельность продавцов и, соответственно, на их ответственность распространяться не будут. Если продавец – частное лицо, а не юрлицо или индивидуальный предприниматель, никаких претензий после покупки предъявить не получится. Если же продавец – официально оформленный интернет-магазин или сайт-агрегатор, как например, «Фарпост», «Дром», «Е-bay» и тому подобные, шансы отстоять свои покупательские права у вас уже есть. Отличительным особенностям добросовестных продавцов и сайтов, где точно будет «кот в мешке», уделили отдельную часть лекции.
- Сразу хочу вас предупредить, что мы – отдел по защите прав потребителей – не пойдем по каждому обращению наказывать недобросовестного продавца, потому что есть определенные ограничения в этой процедуре, но мы поможем по всем правилам подготовиться к судебной тяжбе, - говорит Мария Аралова.
В какой суд обращаться, если купил в одном городе, живешь в другом, а продавец находится в третьем; как вернуть товар и получить «неустойку», если срок доставки вышел; что делать, если купил, но потом передумал; как привлечь к ответственности нелегального продавца и как вообще понять, кто несет ответственность перед покупателем, а кто нет – студенты-маркетологи на лекции узнали обо всех нюансах и подводных камнях дистанционной торговли.
Сменившая спикера от Роспотребнадзора – заведующая производством сети супермаркетов «Фреш 25» Алена Дружерученко рассказала студентам о политике предприятия в области обеспечения безопасности выпускаемых в продажу пищевых продуктов. О том, какие проверки должно пройти сырье, прежде чем стать обедом на столе потребителя, какими регламентами утверждается и какими документами подтверждается его качество.
Елена Смольянинова, заведующая кафедрой международного маркетинга и торговли:
- Мы хотим, чтобы наши ребята с самых молодых лет понимали, что такое качество. Продукты, непродовольственные товары, услуги, сама жизнь – качество важно везде и всегда. В этом состоит смысл всех мероприятий Недели качества.