Глеб Заря, студент 2 курса Высшей школы телевидения ВГУЭС вернулся с IV медиафорума «Артек». В международный детский центр Глеб попал благодаря конкурсу «Медиавожатый 2018». Три недели студент ВГУЭС занимался с детьми журналистикой и придумывал различные проекты. За проделанную работу Глебу вручили благодарность на имя директора ВШТ Сергея Булаха.
— Глеб, поздравляем тебя с новым опытом в твоей жизни. Попасть на медиасмену в «Артек» – это очень круто! Расскажи подробности.
— Конкурс «Медиавожатый 2018» проходил в три этапа: отбор, вебинар и непосредственно работа в «Артеке». По данным организаторов, в первом этапе заявок было 60 штук. После вебинара остались только 15 человек, кого и пригласили в Крым.
Конкурс проходил в рамках IX Международного медиафорума «Артек». Стоит пару слов сказать о самом форуме: на 21 день в «Артек» приезжают ребята в возрасте от 12 до 17 лет, которые увлекаются журналистикой. Они занимаются в специальных студиях или самостоятельно развивают свои журналистские навыки. Создают различные медиапроекты, снимают новостные сюжеты, короткометражные фильмы или выпускают газеты. Естественно, на медиафорум они приезжают тоже с какими-то идеями, которые они бы хотели воплотить. А моя задача как медиавожатого – помочь ребятам.
Я учил их основам журналистики, монтажа, операторского мастерства. Полностью координировал весь съёмочный процесс, помогал им советами, идеями. У моего отряда было направление «Подростки», и все проекты были связаны с этой темой. Например, один мальчик захотел снять ток-шоу «Помощь», где показывалась какая-то определенная проблема подростка, а потом психолог и эксперты помогали её разрешить. Всю смену мы активно работали над созданием этого проекта.
— А ты давно занимаешься журналистикой? Что именно тебя увлекает в этой профессии?
— Журналистикой я начал заниматься лет в 13-14. Началось всё с фестиваля детского кино и телевидения «Веселая ларга», который уже очень много лет проходит во Владивостоке. Мы в школе сняли работу о нашем городе и отправили её на конкурс. В итоге её высоко оценили, и я продолжил развиваться в этой сфере. Во Дворце детского творчества есть информационно-краеведческий клуб «Следопыт», где ребята как раз-таки и занимаются журналистикой. Там много различных направлений, но я остановился на телевидении. Пробовал себя и в операторской деятельности, и в кадре работал много. Параллельно осваивал монтаж. Потом как-то перешёл в «печать», стал главным редактором школьной газеты. А со временем, побывав в детском центре «Орлёнок», вообще решил попробовать себя в кино.
Если говорить о том, что меня привлекает в журналистике, то это движение. Я не представляю себя в офисе. Постоянно сидеть на месте – это не моё. Наша профессия – это жизнь. Каждый день мы взаимодействуем с большим количеством совершенно разных людей, общаемся с ними, возможно, как-то помогаем решить их проблему. Журналистика – это творчество, здесь большое поле для деятельности в абсолютно разных форматах и стилях.
— В ВШТ ты учишься второй год. Что можешь сказать про модель обучения? Какие дисциплины тебе кажутся наиболее полезными?
— Мне нравится Высшая школа телевидения. Здесь работают отличные преподаватели, профессионалы своего дела. Я рад, что у меня минимальный набор общеобразовательных дисциплин и нет математики. Хорошо, что 60% программы – профильные дисциплины с самого первого семестра. Нравится абсолютно всё. На некоторых парах я сижу и понимаю, что уже проходил это ранее, когда ещё не был студентом, но информацию преподносят интересно и под другим углом, с другой точки зрения. На некоторых занятиях дают новые профессиональные навыки и знания. К примеру, на мастерской телевизионного журналиста мы с нашим мастером учимся задавать неудобные вопросы собеседнику, причём задавать их максимально тактично и выводить собеседника на нужный нам и искренний ответ.
— Расскажи о своей внеучебной деятельности. Чем сейчас ты занимаешься?
— Я работаю с детьми. Преподаю актёрское мастерство в Музыкальном театре «Овация» и ставлю с детьми мюзиклы. Параллельно во Дворце детского творчества, в той студии, в которой раньше занимался, веду направление «Медиатворчество». Вхожу в оргкомитет кинофестиваля «Весёлая ларга». Если говорить о дополнительной деятельности – в прошлом году я вступил в наш университетский студенческий отряд проводников «ВГУЭС-Экспресс». У меня есть огромное желание после университета связать свою жизнь с авиацией и работать в небе, но для получения опыта в сфере сервиса я решил начать с поезда.
— Как тебе далась работа проводником? Сложно было?
— Любая работа сложная. Работа проводника – не исключение. Многие пассажиры завидуют представителям этой профессии. Мы постоянно путешествуем: видим города, пейзажи за окном красивые, закаты и рассветы. Вроде романтичная профессия. На самом деле, всё гораздо сложнее, и, проработав проводником три месяца, я с уверенностью могу сказать, что здесь нет абсолютно никакой романтики и это обычная черновая работа. У проводников обязанностей куда больше, чем просто проверить билеты и палочку на станции подержать во время отправления поезда. Мы ответственны за жизнь наших пассажиров. Мало кто задумывается об этом, но во время внештатной ситуации именно мы будем спасать людей. На курсах нас специально учат тушить пожар в вагоне, делать искусственное дыхание и т.п. Во-вторых, мы должны постоянно контролировать работу механического, электрического и санитарного оборудования вагона. В-третьих, создавать комфорт для пассажиров, предоставлять им определенный сервис (белье, питание, чистоту).
Интересных историй, связанных с работой, много. Например, как-то в рейсе «Комсомольск-на-Амуре – Владивосток» на 15-минутной стоянке проводник соседнего вагона побежал снимать зарплату в банкомат и не успел к отправлению поезда. Потом на такси догонял поезд и в итоге потратил крупную сумму. Пришлось мне работать на два вагона.
— Можешь дать пару универсальных советов своим младшим коллегам: «как всё успеть»? Учёба, творчество, личная жизнь…
— Честно, я сам не знаю, как получается совмещать много дел одновременно. Иногда приходится жертвовать одним в пользу другого: сказать «нет» и не брать на себя ещё одну обузу. Очень помогает ежедневник. Чётко распланированный день – залог продуктивности! И конечно, вовремя доделывать всё начатое.