В 2018 году ученые ВГУЭС получили восемь грантов на общую сумму 17 млн рублей. Ко Дню российской науки, отмечаемому 8 февраля, директор департамента научно-исследовательской работы ВГУЭС Галина Петрук рассказала «Приморской газете» о ключевых направлениях исследований, финансовой поддержке и роли управленцев в этой сфере.
— Галина Владимировна, как бы вы охарактеризовали современную научную жизнь университета?
— Наука во ВГУЭС ориентирована как на фундаментальные, так и на прикладные исследования. Направления фундаментальных исследований связаны с приоритетными направлениями развития науки РФ, и большая их часть выполняется в рамках государственного задания и финансирования Российским фондом фундаментальных исследований.
Значительное место в наших исследованиях уделяется прикладным разработкам, в соответствии с потребностями реального сектора экономики. У ВГУЭС много партнеров-заказчиков: за реализацией одних задач либо целенаправленно обращаются к нам, либо мы выигрываем конкурс на проведение какого-то исследования. В числе наших партнеров, например, администрации Дальнегорского городского округа и городского округа Большой Камень — мы разрабатывали для них стратегии социально-экономического развития.
Восемь научных коллективов ВГУЭС в 2018 году получили статус научных школ и поддержку университета. У каждой школы есть свой бюджет, который покрывает расходы научного коллектива на международные поездки, публикации статей в статусных журналах. Также компенсируются траты на повышение квалификации коллег и защиты диссертаций.
— Можете привести в пример разработки, на реализацию которых ваши ученые получили гранты в 2018 году?
— Недавно коллектив исследователей во главе с доктором технических наук, директором Института информационных технологий ВГУЭС Кариной Иосифовной Шахгельдян выиграл грант Российского фонда фундаментальных исследований в размере 4,5 млн рублей. Наши ученые разрабатывают технологии хранения и обработки больших массивов слабоструктурированных биомедицинских данных. В их числе, например, клинические и статистические данные, формальное описание истории болезни. В будущем можно будет грамотно подобрать лекарственные препараты больным, существенно снизить стоимость лечения заболеваний, а также точно знать, подходят ли препараты конкретному человеку. В 2019 году наши ученые представят результаты исследования в РФФИ. И я уверена, что на основе этой работы можно будет защитить далеко не одну диссертацию.
Еще один наш научный сотрудник, Александра Геннадьевна Филиппова, получила грант в размере 5 млн рублей на изучение географии детства. Научные исследования, связанные с социо-географическим изучением детства, проводятся различными научными школами на территории нашей страны. Однако до сих пор не выработано единой картины и единого подхода к географическому изучению детства. Реализация данного проекта позволит оценить то, как влияют на современных детей и подростков природное и социально-экономическое окружение, как сказываются эти факторы на «качестве детства».
Исследователи под руководством Александры Геннадьевны провели серию интервью с родителями, специалистами в сфере IT, педагогами для изучения влияния интернет-среды на социализацию современных детей и подростков. Результаты исследования показали, что современные дети могут сами конструировать свою реальность, в том числе с помощью повседневных интернет-практик. Однако не все родители реагируют на это спокойно. Результаты интервью с родителями отразили достаточно высокий уровень тревожности родителей относительно интернета как новой среды социализации современных детей. Хочу заметить, что научных исследований социологии детства очень мало. Но так как интернет давно является часть жизни детей и подростков, исследования этой тематики очень актуальны.
— Галина Владимировна, как вы думаете, сложно ли сегодня молодым ученым реализовать себя?
— Российский фонд фундаментальных исследований регулярно объявляет гранты, чтобы поддержать научные исследования, которые проводят молодые ученые в возрасте до 35 лет. Объем финансирования РФФИ таких грантов составляет до 1 млн рублей. Это является значительной финансовой поддержкой для развития научного исследования молодого ученого.
— Устраивает ли вуз научно-просветительские мероприятия?
— Да, уже два года мы становимся площадкой для проведения всероссийского научного фестиваля Nauka 0+. Мы приглашаем известных ученых из Академии наук прочитать небольшие лекции по археологии, истории, генетике и другим направлениям. Пока, к сожалению, нет знаменитостей с запада, из-за географической удаленности они не спешат к нам ехать. Мы также проводим много развлекательных мероприятий, чтобы показать, что мир науки не скучный.
Кроме того, в стенах вуза проходит научный лекторий «Курилка Гутенберга». Мероприятие организует профессор нашей кафедры международных отношений и права Алексей Юрьевич Мамычев. Этот ученый успевает совмещать просветительскую деятельность, лекции со студентами, написание научных статей, экспертизу диссертационных исследований Высшей аттестационной комиссии и многое другое.
— Одна из интересных разработок, представленных на площадке фестиваля Nauka 0+ — прототип робота Адама. Расскажите, в чем его особенность и как он связан с университетом?
— Разработчиком Адама является наш бывший студент, аспирант Александр Ганюшкин. Изначально Адам был задуман как помощник по дому, способный развлекать членов семьи и охранять их имущество. Первая версия робота была представлена в 2016 году на выставке робототехники Innorobo в Париже. Отличительными особенностями робота являются активное стереоскопическое зрение, которое позволяет роботу лучше распознавать объекты, а также возможность трансформирования: он может становиться более компактным или массивным в зависимости от задачи.
Сейчас создана вторая серийная версия робота и переквалифицировано его назначение. Теперь робот Адам позиционируется как антропоморфный программируемый робот для образовательных целей в вузах. Его научили распознавать лица, понимать команды, вести простые диалоги. А в начале прошлого года разработчики первыми в России управляли роботом с помощью шлема и контроллеров виртуальной реальности.
— А есть ли у государства какие-то задачи, направленные на развитие научной сферы в стране?
— Сегодня президентом страны поставлена амбициозная задача — обеспечить вхождение России в пятерку стран-лидеров, выполняющих исследования и разработки. Одним из инструментов ее реализации является национальный проект «Наука». В результате реализации проекта в России к 2024 году должна быть обновлена приборная база ведущих научных организаций не менее чем на 50%, число патентов необходимо увеличить вдвое. Доля внутренних затрат в ВВП на научные исследования должна вырасти на 0,55%. Число ученых на 10 000 работающих должно составить не менее 111 человек. Руководителей ведущих научных лабораторий в возрасте до 39 лет должно быть не менее 50%.
Мне кажется, сегодня наука — это сфера, которая одновременно и интересна, и прибыльна. Согласно поручению президента, средняя заработная плата ученых должна составлять 200% к средней заработной плате в регионе. Получается, что ученые из Приморья должны получать больше 70 тысяч рублей.
— Галина Владимировна, а какие льготы молодым ученым может предложить ВГУЭС?
— В 2018 году в нашем вузе стартовал новый проект для молодых ученых: мы отобрали талантливых аспирантов и магистрантов на целевую программу. У ребят, которые на нее поступили, много преференций. В частности, им предоставляется скидка на оплату обучения в размере 95%, а также для аспирантов-ассистентов зарплата более 40 тысяч рублей, «подъемные», стипендия и другие льготы. В свою очередь, аспиранты должны защитить кандидатскую диссертации в год окончания аспирантуры. На хорошую научную стипендию — порядка 15-20 тысяч рублей — могут рассчитывать также магистры и бакалавры, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.
Помимо финансовой поддержки, молодым исследователям также важно, чтобы их учили настоящие профессионалы, и материально-техническая база позволяла совершать открытия. В нашем вузе все это есть, и я очень рада, что ВГУЭС выбирают для старта и развития научной карьеры.
— Чтобы разработки ученых увидели свет, их нужно продвигать. Но многие исследователи предпочитают сфокусироваться только на исследованиях, отодвигая другие задачи на второй план. Что в таком случае делать?
— На мой взгляд, вопросами продвижения должны заниматься специально обученные менеджеры. Думаю, что такие управленцы должны быть в каждой организации, чтобы научная жизнь действительно развивалась, а не оставалась в стенах конкретного учреждения. Приведу в пример Кремниевую долину. Там ученые при коммерциализации своего проекта получают четверть той суммы, которую приносит коммерциализированный продукт. Все остальные деньги идут на продвижение проекта и другие нужды.
В России давно обсуждается проблема востребованности научных результатов. Я думаю, что эту задачу нужно решать при помощи грамотных менеджеров. Каждый должен заниматься своим делом: одни — совершать научные открытия, а другие — делать так, чтобы о них узнали.
Автор текста: журналист «Приморской газеты» Анастасия Добровольская