В рамках программы «Приглашенный спикер» 23 апреля 2019 года состоялась встреча студентов-международников и регионоведов ВГУЭС (выпускающая кафедра Международных отношений и права Института права) с руководителем японского и корейского направлений групп кампаний ООО «ДВР», агентства азиатского маркетинга ООО «Русапай», выпускницей кафедры Международных отношений ВГУЭС 2005 г. Анастасией Повалюхиной.
На встрече со спикером обсуждались преимущества Кайдзен – японской философии, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании жизненных процессов. Приглашенный спикер отметила основы кайдзен, методы и ключевые элементы концепции. Японские методы управления полезны не только в бизнесе, кайдзен – это универсальные принципы, помогающие каждому стать эффективнее в работе, в жизни, оптимизировать свою работу, выстраивая дела и вещи в необходимом порядке.
«Кайдзен – это система улучшения: иероглиф «ка» означает изменения «зен» – улучшение, само слово означает «постоянное улучшение». В Японии это система одной из основополагающих основ менеджмента. Наши местные кампании активно применяют кайдзен, из крупных кампаний это «Приморский Кондитер» и «Toyota». Основатель кайдзен – бизнесмен, правовед и философ Имаи Масааки. Концепция кайдзен изображается в виде «зонта»: все аспекты управления, всеобщий контроль качества, система предложения, дисциплина на рабочем месте, повышение качества и т.д.».
«В кайдзен есть система «Пяти S»: система организации рабочего места, которое позволяет значительно повысить эффективность. Существует 5 основных принципов (шагов): сортировать (упорядочить), содержать в чистоте (поддержание порядка), систематизировать (шлифовать), стандартизировать (отделить нужное от ненужного), совершенствовать (самодисциплина). В Японии считается очень важным заставить самого себя соблюдать порядок, кайдзен подразумевает самосовершенствование. Второй метод кайдзен – метод «Пяти W»: «What (что)?», «Who (кто)?», «Why (почему)?», «When (когда)?», «Where (где)?». Когда у вас возникает проблема, вы создаете список таких вопросов и решаете ее. Почему это удобно? Это стратегия, которая разбивает большую проблему, сложную даже для осмысления, на меньшие части, решить которые гораздо проще».
«Концепция является чисто японской – в других странах существует концепция и философия менеджмента в целом. В Японии главное – поддержка и улучшение. Они не сводят все к сиюминутной прибыли, как западные кампании, а стремятся к долгосрочной перспективе через 5-10 лет. В Японии система кайдзен достаточно легко ложится на систему менеджмента, кайдзен не встречает сопротивления, это часть менталитета японцев. В России подход кайдзен может встречать сложности. То, что хорошо работает для индивидуального труда, когда каждый работает сам за себя, может не работать для рабочего коллектива ‑ команды. Кайдзен создает универсальный порядок, максимально подходящий для всех. Сейчас существует мировая тенденция ‑ во многих кампаниях вводится такая система как проектный менеджмент: под каждый проект собирается «команда». Умение работать в команде, где каждый носит свой вклад, думать не только о себе, - все это сейчас является очень важным. У каждого есть свои роли, своя зона ответственности, если человек ничего не сделал - его исключают из команды, выдворяют из кампании и это позволяет достигать высоких результатов».
Студенты поблагодарили Анастасию Николаевну Повалюхину за визит, гостья пожелала студентам удачи и успехов.