Преподаватели университета осваивают новый принцип работы со студентами. Ведущие бизнес-тренеры Института практической психологии Высшей школы экономики, коучи и тайм-менеджеры делятся с педагогами ВГУЭС своими методиками образования. Обучающая сессия «Активные формы обучения студентов», предложенная преподавателям, включает в себя самые разные нестандартные образовательные техники, начиная от тренингов и геймификации (обучения с помощью игры) и заканчивая фасилитацией, то есть набором инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение. Новые техники преподаватели вуза будут использовать в своих курсах для студентов.
- Наша реальность становится цифровой, - рассказывает заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС Юлия Разумова. - Методы получения информации за последние 20 лет кардинально поменялись. Мы - «поколение книг», нынешние студенты – «поколение гаджетов». У нас часто возникает непонимание. Сейчас нам нужно придумать, как подстроиться под студентов, которые некомпетентны в знаниях, но компетентнее нас в вопросах современной действительности. Мы должны понять, какими современными приемами нашим ученикам эти знания можно инсталлировать.
Интенсивный курс с глубоким погружением проходят 46 преподавателей университета. Фактически сейчас, работая с коучами, они на себе тестируют методы активного обучения, ему же и обучаясь. После занятий новые техники педагоги обсуждают и анализируют с помощью академического подхода. Наиболее эффективные приемы берут на вооружение.
Татьяна Борзова, кандидат культурологии, доцент кафедры русского языка Института иностранных языков ВГУЭС:
- На этих семинарах я поняла, что методики бизнес-тренеров мы применяем в своей работе, но делаем это неосознанно. Эта программа мне помогла систематизировать интуитивные знания, мотивировала на дальнейшую работу. Мы с коллегами даже договорились походить к друг другу на занятия и посмотреть, кто и как преподает. Простое решение? Простое, но с невероятным результатом. Зачем изобретать колесо, когда его можно усовершенствовать.
Наталья Белозерцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного маркетинга ВГУЭС:
- Я люблю преподавать и быть интересной студентам, поэтому я здесь. Я уже перестраиваю свою работу и делаю все возможное, чтобы мотивировать своих студентов на усвоение вполне себе академических знаний. Я смотрю на свой предмет и мне самой интересно.
Виктория Николаева, руководитель регионального центра "Старт-карьера":
- Очень своевременный курс, который подходит для преподавателей, давно работающих в университете, а также для молодых преподавателей, которые только начинают преподавательскую деятельность. Интересная подача информации, кейсы и дополнительные материалы, которые отвечают современным требованиям к организации образовательного процесса, работе со студенческой аудиторией. Все тренеры курса имеют не только теоретические знания в области психологии, педагогики, но и практический опыт работы с разными возрастными группами и людьми из разных профессиональных сфер. Конечно, хотелось бы больше структурированности в подаче материала, чтобы изначально была ясная картина того, к чему мы приедем, собирая "картинки пазла". Задача, которую поставил университет, как заказчик обучающей сессии, довольно сложная, но тренеры быстро реагируют, перестраиваются, переформатируют лекции, стараются, чтобы мы получили максимально полезную информацию. Я постоянно сама применяю активные методы и технологии обучения. Готова учиться тому, как сделать свои лекции и практические занятия действительно полезными.
Мария Вронская, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовой дисциплины института права ВГУЭС:
- Я уже достаточно давно применяю на практике методы активного образования. Не потому, что это требование системы государственного стандарта, а потому что это требование времени. Здесь я для того, чтобы эти методы усовершенствовать, узнать новые.
Несмотря высокую эффективность новых методик, классический академический подход к обучению, который ВГУЭС, как представитель высшей школы, применяет уже не одно десятилетие, останется основой обучения. Техники коучинга, бизнес-тренинга, тайм-менеджемента преподаватели ВГУЭС досконально изучат, критически осмыслят и в свою работу возьмут только приемы, которые помогут студентам знать больше и стать лучше.
Людмила Панченко, доцент кафедры философии юридической психологии ВГУЭС:
- Эти знания не имеют серьезной методологии и их нужно осмыслить критически и систематизировать, иначе они становятся даже вредными. Мы не должны забывать, что вуз - это не только инструмент образования, но и воспитания. Мы формируем личность, а это не всегда игра – это серьезная работа, в том числе и над собственными пороками, такими как инфантильность, безответственность. Этим порокам, например, геймификация может потакать. И напротив, классическое академические образование с ними борется. Не все нужно брать и бездумно применять. Выстраивание диалога со студентами не означает заискивание перед ними. Мы не должны опускаться на уровень необразованности и работать там, мы должны поднять студентов на новый интеллектуальный уровень и работать здесь.
Татьяна Терентьева, профессор, доктор экономических наук, ректор ВГУЭС:
- Очень важно, что тренеры обучающей сессии очень быстро реагируют на наши запросы и перестраивают занятия с учетом вводных. Безусловно, в образовательном процессе должны присутствовать современные формы и методики. Академическая среда очень консервативна, и к сегодняшним студентам нужен уже другой подход: монотонные часовые лекции не интересны детям, их нужно увлечь информацией и вовлечь в процесс. С другой стороны, мы понимаем, что Высшая школа без классической «стройной» методологии не обойдется. Необходимо соблюсти баланс. Именно такой эффективности наши преподаватели учатся у бизнес-тренеров. Мы приняли решение проводить подобные обучающие сесси на постоянной основе.