Science Slam – международный проект, популяризующий науку. Его принципиальная особенность – неформальная обстановка в стиле стендап-шоу. Ученые рассказывают о научных идеях современности и главное – о собственных научных исследованиях.
Александр Самойличенко, старший преподаватель кафедры философии и юридической психологии стал победителем городского формата Science Slam во Владивостоке. По правилам каждое выступление ученого длится ограниченное время, обычно – не больше десяти минут. Изложение собственного исследования должно быть доступным и интересным неподготовленным слушателям. Победителя определяет аудитория.
Молодой учёный ВГУЭС занимается исследованием метамышления – нового направления в психологии («Метакогнитивная психология»). Именно эта тема больше всего заинтересовала аудиторию и получила максимальный отклик.
– Александр, расскажите подробнее о метамышлении? В чем специфика нового направления?
– Знакомо ли Вам чувство, когда вы точно что-то помните, но вспомнить по каким-то причинам это не можете? Например, вы точно помните название фильма, но пока вспомнить его не удаётся. Это и называется метапамятью – когда я могу отдавать себе отчёт в том, помню я что-то или нет. Тоже самое бывает и с мышлением, только тут всё ещё интересней. Я мыслю о том, как я мыслю, в тот самый момент, когда я мыслю. Думаю, у каждого бывает такое состояние, когда сталкиваешься с какой-то сложной задачей и вдруг понимаешь, что не можешь её решить. Не хватает каких-то данных, или нет понимания закономерностей решения задачи.
Другими словами, есть процесс, когда я решаю задачу и моё сознание направленно на внешний мир (на ту самую задачу) – это и есть мышление, а вот когда этот самый процесс направляется во внутреннюю среду, т.е. на сам познавательный процесс, то это уже называется метапроцессом, а точнее, метамышлением. Оно включается в двух случаях. Во-первых, когда задача новая (я с такими никогда не сталкивался). Во-вторых, когда задача сложная (неопределённость решения и результата).
– Почему данное исследование сегодня актуально, особенно в сфере образования?
– Дело в том, что сейчас образование очень сильно отстаёт от общего развития науки и техники. И основной результат образования сдвигается на то, чтобы научить человека думать, а не какому-то конкретному навыку, как это было буквально несколько лет назад. Так как выпускнику придётся решать задачи, которые НИКТО до него НИКОГДА НЕ РЕШАЛ, и соответственно, обучить этому просто невозможно. Особенно ярко это заметно в технических направлениях, таких как, программирование. Именно тому, как обучить программистов этому самому метамышлению и посвящена моя кандидатская диссертация.