Закончилась обработка данных международного рейтинга высших учебных заведений ARES-2020. ВГУЭС не только вошел в сотню лучших ВУЗов России, но и поднялся на девять позиций - заняв 76 строчку рейтинга и получив высшую из категорий «В» оценку - категорию ВВВ+.
Международный рейтинг ARES существует уже 9-й год. Обработка в ARES происходит автоматически, исключая так называемый человеческий фактор, а за критерии в оценке принимаются Европейские стандарты высшего образования, которые прошли детальное обсуждение на форумах и конференциях и получили одобрение Группы по координации Болонского процесса BFUG и были утверждены Конференцией министров высшего образования EC.
В этом году оценку прошли 278 российских университетов. По сравнению с предыдущим – 2019 годом, количество участников среди российских университетов увеличилось на 80 вузов. Несмотря на растущую конкуренцию, ВГУЭС усилил свои позиции в общем списке и занял 76 строчку и получил высшую категорию оценки качества преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями - ВВВ+. В прошлом году вуз занимал 85 место из 198 и имел категорию ВВ. Сейчас ВГУЭС занимает вторую позицию после Омского государственный университета им. Ф.М. Достоевского.
Таким образом, ВГУЭС не только улучшил свою позицию в рейтинге, но и поднялся качественно - сразу на три категории. Среди экономических вузов ВГУЭС занимает четвертое место в стране после Финансового Университета при правительстве РФ (10 место и категория АА+), Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (33 место и категория А+), Санкт-Петербургского государственного экономического университета (53 место и категория А), обойдя в этом году Государственный университет управления (79 место и категория ВВВ+) и Российскую экономическую школу (89 место и категория ВВВ+).
Помимо ВГУЭС в ТОП-100 вузов России из Дальневосточного федерального округа вошли только два федеральных университета: ДВФУ – 17 место (в 2019г. 31) – категория АА; СФУ им. М.К. Аммосова (Саха Якутия) – 44 место (в 2019 г. 27) – категория А+.
Остальные университеты ДФО занимают со 120 по 159 место с категориями ВВВ и ВВ.
Подробной информацией о рейтинге ARES, его значимости и отличии от самых известных международных рейтингов поделилась директор департамента мониторинга и прогнозирования ВГУЭС Людмила Кравченко:
- За 9 лет существования рейтинга количество участвующих университетов возросло в 20 раз и достигло самого большого международного рейтинга THE (Times Higher Education). В чем же успех ARES? Почему главные рейтинговые агенства учитывают в своих финальных оценках результаты ARES? Почему результаты ARES востребованы многими государственными и частными организациями? Дело скорее в том, что ARES отличается от других международных рейтингов своей объективностью. Например, наиболее цитируемый международный рейтинг в мире ARWU основывается на количестве выпускников и сотрудников, удостоенных Нобелевских премий и медали Fields, статей, опубликованных в журналах Nature и Science, не принимая во внимание, какое значение имеет вуз в развитии региона, связи вуза с потенциальными работодателями и наличием инновационной инфраструктуры, позволяющей сотрудникам и студентам активно участвовать в научной работе.
Рейтинг QS работает по другой схеме: произвольно выбираются эксперты из числа известных специалистов, которым предлагают за достаточно короткое время оценить тот или иной вуз. Так, например, ученому из Франции - специалисту по порошковой металлургии - QS предложил оценить гуманитарный вуз из Санкт- Петербурга. Он долгое время изучал сайт вуза, но потом написал обращение в ARES о помощи. К сожалению, это не единичный случай.
ARES использует современные информационные технологии, что позволяет ежегодно собирать и обрабатывать большое количество данных в автоматическом режиме. Кроме того, каждый год ARES выпускает анкету (скачать анкету можно здесь: Анкета ARES-2020). Таким образом база данных ARES пополняется и улучшается с каждым годом. В этом аспекте ARES отличается от рейтинга THE (Times Higher Education), в котором, если не хватает данных по конкретному вузу, эти данные Times Higher Education замещает средними данными по региону, очень похоже на «среднюю температуру по больнице».
Основные критерии ARES – это качество образования и стратегии по его улучшению. Основная обязанность вуза - предоставление отличного образования. Из 100% оценочной шкалы ARES дает 35% - именно оценке образования (сюда входят: применение новых технологий в образовании, мониторинг качества образования, повышение квалификации преподавателей, создание инновационных инфраструктур и т.д.) и только 20% - исследованиям. (В отличие от него, THE Times Higher Education приравнивает образование к научной деятельности по 30%). 15% идет на международную деятельность, 15% - на связь с работодателями и 15% - на региональную значимость вуза. Такой подход позволяет гуманитарным вузам наряду с техническими занять достойное место в рейтинге.
СПРАВКА:
Рейтинг проходит по 3 категориям оценок:
- Категория A (AAA, AA+, AА, А+, А): Высокое качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями (High quality performance)
- Категория B (BBB+, BBB, BB+, BB, B+, B): Надежное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями (Good quality performance)
- Категория C (CCC+, CCC, CC+, CC, C+, C): Адекватное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями (Sufficient quality performance )
- Категория D (DDD+, DDD, DD+, DD, D+, D): Неадекватное качество образование научной деятельности и востребованности выпускников работодателями с существенным риском (Conditional failure)