ВГУЭС совершенствует методы оценки качества работы преподавателей

18 мая 2020 Жизнь вуза
ВГУЭС совершенствует методы оценки качества работы преподавателей

Работу 147 преподавателей ВГУЭС оценила кадровая комиссия университета на прошедшем в дистанционном режиме заседании. Несмотря на большое количество преподавателей, участвующих в конкурсе профессорско-преподавательского состава, рассмотрение каждой кандидатуры прошло оперативно и без прений. Существенно ускорить и упростить процедуру удалось благодаря новому регламенту оценки качества работы преподавателей, разработанному по инициативе ректора ВГУЭС Татьяны Терентьевой.

Регламент представляет собой многоступенчатую оценку качества работы преподавателя. В отличие от стандартной для вузов системы оценивания преподавательской деятельности, когда «в зачет» идут учебно-методическая и научно-исследовательская работа, разработка учебных программ и дисциплин, здесь оценивается и работа преподавателя в аудитории, и взаимодействие со студентами.

В разработке и внедрении методики участвовали руководители и преподаватели ВГУЭС: ректор университета, д.э.н., профессор Татьяна Терентьева, проректор по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе Сергей Голиков, заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе, профессор кафедры экономики и управления Юлия Разумова, руководитель центра информационно-технического обеспечения, д.э.н. Владимир Крюков, ученый секретарь, доцент кафедры экономики и управления Татьяна Филичева.

- Регламент - это большая работа целой команды сотрудников университета для того, чтобы получить качественную, глубокую, многогранную и, главное, объективную оценку работы каждого преподавателя, - отмечает Татьяна Терентьева. - Она включает три трека – анкетный опрос студентов, посещение занятий преподавателями, экспертную оценку кадровой комиссии листа самодиагностики каждого из кандидатов на конкурсную должность. Таким образом, мы получаем достаточно серьезный массив цифровых данных, которые можно перевести в определенные параметры оценки. И здесь каждый из треков имеет определенное весовое значение.  В итоге мы получаем суммарное значение результатов оценки качества работы преподавателя с учетом всех факторов. Данная система позволяет ранжировать преподавателей и точно понимать, кто лидирует в списке оценки, а кто в аутсайдерах. Благодаря активному использованию цифровых технологий в университете, сегодня мы можем четко видеть каждый «цифровой след», оставленный и преподавателями, и студентами. Все данные не просто фиксируются, но проходят глубокий анализ, поэтому мы видим полную картину и имеем возможность управлять процессами и принимать объективные решения по кадровому обеспечению.

О том, что из себя представляет система, расскажем подробнее.

В первом треке работу преподавателей по балльной шкале оценивают студенты. Для этого разработана анкета, состоящая из 10 вопросов.  Студенты обращают внимание на сложность и трудоемкость дисциплины, на то, поощряет ли преподаватель активность и инициативность студентов, насколько заинтересован преподаватель в дисциплине, на возможность связи и получение консультаций вне аудитории, на ясность его требований; использует ли преподаватель на занятиях элементы деловой игры, различные кейсы, дебаты, практико-ориентированные задания, цифровые технологии; насколько выразительно и эмоционально преподаватель говорит на занятии и степень заинтересованности студента; насколько полезными оказались знания, насколько преподаватель поддерживает атмосферу доброжелательности.

- Кроме того, мы сможем понять, с какими выражениями или с какими заключениями ассоциируется личность каждого из преподавателей у студента, - рассказывает Юлия Разумова. - К заседанию кадровой комиссии мы собрали и обработали более 7 тысяч анкет. Эту систему оценки качества работы преподавателей мы используем уже второй год, и это – прекрасный пример обратной связи с нашими студентами. Надо сказать, что ребята с увлечением ведут эту работу, а у преподавателей она вызывает достаточно серьезный интерес, поскольку каждому из них хочется понять, как студенты оценивают их деятельность.

Второй трек -  это лист самодиагностики качества образовательного процесса, который заполняется участником конкурса ППС. В нем преподаватель отмечает свои результаты по ряду параметров: рейтинг по университету, основанный на активности во «второй половине дня»; уровень готовности РПД (рабочих программ дисциплин), фондов оценочных средств; технологии, которые использует в рамках своих занятий; активность в электронных учебных курсах, в среде Moodle. Кадровая комиссия оценивает и вовлеченность преподавателя в работу по руководству проектами, поскольку проектная деятельность на сегодняшний день – это одно из флагманских направлений в реализации образовательного процесса в университете. Существенный балл в листе самодиагностики приходится на показатели внешней независимой оценки работы преподавателя. Это результат подготовки команд и участия в электронных экзаменах и конкурсах, конкурсе профессионального мастерства Ворлдскиллс, на различных олимпиадах, открытых площадках, ярмарках и других мероприятиях.

Третий трек, по которому оценивается качество работы преподавателя, - это посещение занятий заведующим кафедрой или членом кадровой комиссии.

Проректор по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС  Сергей Голиков:

- Результат, который мы получаем, говорит о том, насколько активную позицию преподаватель занимает в своей педагогической деятельности, насколько он лоялен ко всем внутриуниверситетским реформам.  После такой комплексной оценки и мы, и преподаватели понимаем, где у них «просадка», по каким направлениям деятельности и, конечно, мы предоставляем преподавателям возможность повышать свою квалификацию во всех этих направлениях.

В связи с повсеместным переходом на дистанционное обучение и удаленный режим работы, в системе добавился ещё один существенный критерий – это огромный блок оценки удаленной организации учебного процесса. Электронные технологии, с помощью которых ВГУЭС реализует образовательный процесс, позволяют оценить работу преподавателя, также многогранно.

Члены кадровой комиссии отметили, что новый подход к традиционной процедуре рассмотрения кандидатов позволяет сэкономить и время, и силы всех участников процесса, а четкие критерии и объективный результат нивелируют споры и ускоряют процесс принятия решения.