Нынешней весной, в связи с необходимостью предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции, студенты всех курсов и уровней профессионального образования по всем формам обучения были переведены на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
О конкретных примерах использования цифровых технологий, сетевых ресурсов профессорско-преподавательским составом газете "Дальневостончый ученый" дал интервью доцент кафедры экономики и управления Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), кандидат экономических наук, Сергей Иванович ВЕРОЛАЙНЕН.
Разговор состоялся перед очередной лекцией у студентов заочной формы обучения по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Ниже приводится текст интервью
– Сергей Иванович, расскажите о своём опыте использования дистанционных технологий.
– Свои занятия, независимо от того, лекционные они или практические, я перевёл в формат вебинаров. По опыту работы в нынешнем семестре могу утверждать, что все студенты подключились к процессу без особенных проблем. Заметного снижения эффективности занятий этой группы в таком удалённом формате, по сравнению с аудиторными занятиями, я не заметил. Скорее наоборот, ведь студенты во время занятий не отвлекают друг друга. Апробация онлайн-выступлений самих студентов тоже прошла успешно: во время одного из занятий мы выслушали шесть докладчиков, остальные – активно задавали вопросы, включались в дискуссию.
Отмечу, что на этих занятиях студенты продемонстрировали высокую посещаемость, они высиживают всю пару целиком, а если необходимо отойти – дисциплинированно отпрашиваются в общем чате.
На образовательной платформе «Юрайт» размещены несколько базовых учебников, которые я использую при обучении. К этим учебникам мною разработаны системы тестовых заданий.
Кроме того, в учебном процессе используется тест для самопроверки компетенций госслужащих, размещённый на Федеральном портале управленческих кадров. Мои студенты в обязательном порядке предоставляют подтверждение об успешном прохождении тестирования. Это дополнительный показатель результативности обучения.
Уже не первый год ВГУЭС демонстрирует поддержку мирового тренда на виртуализацию обучения, создание электронной образовательной среды с доступом к качественному электронному контенту, с возможностью коммуницировать с преподавателем удаленно: слушать вебинары, проходить тестирования, размещать выполненные задания, участвовать в виртуальных форумах.
– Поясните, пожалуйста, что такое «Юрайт»?
– Это образовательный ресурс, электронная библиотека и интернет-магазин. Там читают и покупают электронные и печатные учебники авторов – преподавателей ведущих университетов для всех уровней профессионального образования.
– Почему именно «Юрайт», ведь прочитать или купить книгу можно на множестве других сайтов?
– Поясню, «Юрайт» издаёт учебники. Но это не обычное издательство, и их учебники отличаются от привычных вам книг. К базовому учебнику может прилагаться кейс лабораторных работ, практических занятий, на их сервере размещаются тесты для проверки усвоения материала, там же можно посмотреть видеолекции по выбранным темам. Так что по существу студент приобретает курс дистанционного обучения. Из своих студентов, пользующихся этим ресурсом, я могу сформировать группу и вести её по курсу, отслеживая успехи каждого учащегося в решении тестов.
Компании – разработчики программного обеспечения, видя, что коммуникации уходят в онлайн, в социальные сети, быстро предложили рынку нужные продукты. В работе я использую Adobe Connect – программное обеспечение для проведения вебинаров и онлайн конференций, поддерживающее удалённое обучение с помощью мобильных устройств.
– Сергей Иванович (с улыбкой), так вы смотрите в смартфон не для общения с коллегами в соцсетях, а для работы на образовательных платформах?
– На смартфоне, с его мелкими клавишами, мне трудно набрать без ошибок даже одно предложение, не говоря уже о нескольких страницах специального текста. Читать книгу, переходить по ссылкам, делать заметки в нём не очень удобно. Поэтому я остаюсь сторонником компьютерных систем. Мне так удобнее, большой экран снижает нагрузку на зрительный анализатор. Ну а ставить лайки под забавными фотографиями и видеороликами мне неинтересно.
Я думал, что студенты, молодёжь «собаку съели» как в коммуникациях с помощью смартфона, так и в понимании самого устройства. Однако, когда я передаю им функции докладчика, предлагаю выступить с презентацией, то нередко вижу, как они начинают путаться. Возникают трудности с входом в систему, подключением камеры, микрофона. В итоге, студенты входят в систему преимущественно с настольного компьютера, ноутбука или на худой конец с планшета. Попытка «скрестить» развлекательные и полезные навыки оказывается не очень плодотворной.
В сети созданы массовые образовательные бесплатные платформы, которые одновременно посещают десятки тысяч заинтересованных пользователей. У меня, например, на платформе Stepik размещены два бесплатных курса. Там можно разместить тесты, так что в итоге получается удобная для обучения площадка.
– Расскажите немного об этой платформе.
– Stepik – это образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов с уклоном в точные науки. Платформа сотрудничает с авторами MOOC на бесплатной основе, помогает в проведении олимпиад и программ переподготовки. Среди охваченных курсами тем: программирование, информатика, математика, статистика и анализ данных, экономика, биология и биоинформатика, инженерно-технические и естественные науки.
Stepik активно развивает направление адаптивного обучения, где каждый сможет изучать материал, подобранный индивидуально под свой уровень знаний. На некоторых курсах можно получить сертификаты о приобретенных знаниях.
– А что такое МООС?
– Массовый открытый онлайн-курс (Massive Оpen Оnline Сourse) – это одна из форм дистанционного образования. Дистанционные курсы образования MOOC не ограничены видеороликами, они дополняются ссылками на различные источники: текстовые документы, аудиофайлы, обсуждения на форумах и в соцсетях. Такая система не только улучшает восприятие материала, но и развивает способность у слушателей самостоятельно добывать нужные знания. Студенты могут организовать группу, где они будут не только делиться знаниями друг с другом, но и выступать в роли проверяющих. Каждый участник проверит работы нескольких студентов, а его работа также будет проверена несколькими слушателями. Таким образом, формируется группа лиц, заинтересованных в тематике курса и своём профессиональном развитии в обозначенной области.
– Это бесплатное образование?
– Так было на первоначальном этапе, а сейчас многие ресурсы платные, но их оплата не так уж велика. К тому же счёт на оплату появляется, как правило, когда слушатель хочет получить документ, удостоверяющий прохождение образовательной программы. На этих площадках часто встречаются курсы знаменитых профессоров из высокорейтинговых учебных заведений и даже нобелевских лауреатов. Подчеркну, что такие курсы очень хорошо оформлены. Студент не просто видит говорящую голову, а становится участником интерактивного познавательного фильма, который создаёт группа профессионалов. Команда, которая готовит этот курс, пишет подробный сценарий, использует в съёмках и монтаже различные эффекты, обеспечивает интерактивность для каждого участника учебного процесса, возможность обмениваться своими индивидуальными точками зрения по любой рассматриваемой проблеме.
– На каком ресурсе можно опробовать подобный курс?
– Один из самых популярных и авторитетных международных проектов в онлайн-образовании, который сотрудничает с лидирующими университетами по всему миру – это Курсера (Coursera). Аудитория платформы насчитывает 46 миллионов человек.
Присоединиться к изучению курса можно в любое удобное время. У слушателей также есть возможность записаться на платный трек онлайн-курса и получить доступ ко всем заданиям и тестам, успешное выполнение которых позволяет получить сертификат.
– Что-то похожее есть у нас?
– Во многих университетах дистанционное обучение реализовано на локальных ресурсах, но сейчас речь идёт о том, чтобы перейти на онлайн-платформы. Есть ряд открытых платформ, созданных при содействии Минобрнауки. Например, «Открытое образование» – современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана ассоциацией, учреждённой известными университетами. Среди которых: МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и другие.
Наши ведущие университеты разрабатывают и размещают на них свои образовательные продукты. Важно понимать, что обучающиеся предъявляют к таким ресурсам высокие требования. Курс, сделанный «на коленке», не будет востребован, и это сразу будет видно любому пользователю по количеству подписчиков данного канала.
Конечно, если учебный контент сделать таким же, как контент масс-медиа, то он однозначно привлечёт внимание учащихся. Но вызывающий интерес и эмоции активный визуальный ряд не помогает лучше запоминать новую информацию. Так что если и использовать масс-медиа-подходы, то не в целом курсе и не как постоянный формат контента, а небольшими фрагментами. При этом важно давать возможность учащемуся остановиться, отдохнуть, сопоставить новый опыт с имеющимся, переосмыслить полученную информацию.
Онлайн-курсы разделяют на модули, каждый из которых содержит лекционные и методические материалы, а также интерактивные упражнения для закрепления знаний. По завершении каждого модуля предусмотрено проверочное задание, сроки сдачи которого устанавливаются преподавателем. Сдав экзамены по результатам изучения определённых стандартом дисциплин, а затем, набрав необходимое количество модулей, студент закрывает курс. Подчеркну, не только бакалаврский, сейчас уже есть примеры онлайн-защиты магистерских диссертаций.
– А как же бороться с возможным списыванием или несанкционированной помощью?
– Сейчас есть способы сделать списывание и внешнюю помощь невозможными. Если слушатель проходит тестирование в так называемом центре доступа, то специальный сотрудник (или программа распознавания) сверяет лицо обучающегося с фотографией в документе очно либо онлайн с помощью видеокамеры. Дальнейшая работа проходит под контролем видеокамер.
Студенту могут разрешить сдавать экзамен, даже находясь в собственной комнате, при условии, что она оборудуется необходимым числом соответствующим образом размещённых видеокамер.
Появились даже специальные компании, предоставляющие услуги прокторинга.
– Это что-то новое?
– Скорее, хорошо забытое старое. Ещё в XVII веке в Европейских университетах появилась специальная должность проктора (наблюдателя), дабы разгрузить профессоров.
В наше время образовательными учреждениями используется онлайн-прокторинг с применением специальных технологических решений, на базе технологий компьютерного зрения и нейросетей. Создатель этой технологии – компания ProctorU дистанционно контролирует сдачу около 2 млн. экзаменов в год. У российских компаний результаты менее впечатляющие.
Эта технология позволяет верифицировать онлайн-экзамены, например, в рамках вступительных экзаменов – иностранным абитуриентам не надо тратить время и деньги, чтобы очно поступить в вуз, они могут это сделать дистанционно, фактически не выходя из дома.
Вот так высшее образование из аудитории уходит в онлайн. Ректору Высшей школы экономики, ведущего в указанном направлении университета, приписывают слова о том, что в 2020 году его преподаватели лекции в аудиториях читать не будут.
– Чем же занимать освободившиеся аудитории?
– В них будут «делать» науку.
– Хорошо, а будут ли востребованы периферийные вузы, если образование в лице выдающихся преподавателей из ведущих вузов перейдёт в онлайн?
– Найдётся и им занятие. Например, сопровождать учебный процесс на местах, проверять контрольные, практические, лабораторные работы, выполнение различных заданий. Но на самом деле идеи сотрудничества центра и периферии хорошо выглядят на бумаге, а на практике, в реальной жизни, не всегда удаётся договориться, чтобы всем «сёстрам досталось по серьгам».
Обеспечение технической стороны процесса обучения уже понятно и не представляет особенных проблем, а вот реализовать организационную составляющую – договориться, кто что делает и сколько получает за свой вклад в общее дело – сложнее.
– Не скажется ли на качестве обучения замена живого общения студента с преподавателем на дистанционное взаимодействие между ними?
– Речь не идёт о тотальной замене.
С переходом в онлайн число студентов, посещающих мои занятия, выросло. Если раньше журнал посещения вёл староста группы, который по понятной причине нередко завышал явку на занятие, то теперь все слушатели зарегистрированы беспристрастной программой и видны мне «как на ладони»! Слушатели меньше отвлекаются на общение между собой. Так что плюсов, пожалуй, больше, чем минусов. Но и минусы, разумеется, тоже есть.
Подчеркну, что переводить в онлайн нужно не учебный материал, а процесс обучения. Тогда сразу станет ясно, что содержание занятия следует перепроектировать, а не просто оцифровать. Ведь онлайн-обучение – это не только доступ к контенту.
Разработчикам онлайн-курсов важно делать их не только интересными и полезными, но ещё и научить слушателей удерживать внимание, не отвлекаться, самостоятельно находить дополнительную информацию, объединяться в группы и взаимообучаться.
Быстро пролетают наполненные учёбой студенческие годы, но и в последующей жизни востребованы навыки выстраивания своей персональной образовательной траектории, потому что это позволит учиться и переучиваться максимально быстро. На рынке труда выиграет тот, кто не ждёт, а самообучается.
Источник: Дальневосточный ученый