Преподаватели ВГУЭС осваивают новые активные формы обучения студентов. Цифровая трансформация высшего образования подразумевает подготовку соответствующего контента, переход на образовательные технологии с использованием инновационных методик и применение особых подходов в работе с цифровым поколением.
Активные методы обучения побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, поиску новых идей для решения профессиональных задач по специальности. Перед педагогом стоит задача – не просто транслировать знания, а быть тренером, наставником, ментором.
Заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС Юлия Разумова рассказала, что от преподавателей поступил запрос на вторую образовательную сессию «Активные формы обучения студентов»:
– Если в прошлом году основной упор бы сделан на геймификацию, то на этот раз мы предложили изучить педагогическое проектирование и инструменты фасилитации, попробовать применять методы игрового социального имитационного моделирования и психолого-педагогические тренинги, активно использовать сервисы Google. Интересные образовательные блоки были представлены нашими приглашенными спикерами в онлайн-формате. Заведующая кафедрой педагогики и социокультурного развития личности Ростовского государственного экономического университета, вице-президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Ирина Челышева представила технологии медиаобразования в высшей школе. Это сегодня очень важно: студенты везде сталкиваются с медиаинформацией, в том числе, в социальных сетях. Нам нужно научить их обрабатывать медиапоток в своей профессиональной деятельности, критически мыслить, адекватно воспринимать информацию. Интересный модуль по методам игрового социального иммитационного моделирования, его проводила опытный спикер – начальник отдела проектно-грантовой деятельности Северо-Кавказского федерального университета Ирина Клименко. Мы получили много рекомендаций и методик, одна из них МАСТАК-технология (метод активного социологического тестирования, анализа и контроля). Основное назначение МАСТАК-технологии – совершенствование стиля деятельности, может использоваться не только при проектировании учебных занятий, но и в организации научных исследований. Доцент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Наталья Виничук провела психолого-педагогический тренинг и очень интересно рассказала о формах и методах взаимодействия с аудиторией, показала, как спроектировать занятие с использованием технологий тренинга.
Приглашённый спикер, доцент Школы экономики и менеджмента ДВФУ Нонна Гуремина подчеркнула, что тема представленного образовательного модуля была связана с педагогическим проектированием учебных занятий с применением инновационных методов и технологий обучения:
– Cлушатели курсов познакомились с методами и приемами организации лекционных занятий в студенческой аудитории, рассчитанной на 100 человек и более. Для работы с таким многочисленным студенческим контингентом я рекомендую разрабатывать педагогический сценарий проведения лекционных занятий с использованием различных моделей обучения: смешанное обучение, «перевернутый класс», модель BYOD (аббревиатура английского выражения Bring Your Own Device – приноси свое собственное устройство), обучение вне стен аудитории. Также нами были изучены информационные ресурсы, сервисы и технологии, позволяющие организовать интерактивную образовательную среду. Участники программы научились создавать образовательные квесты, погрузились в технологии индивидуализации и тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Я с радостью готова делиться своим личным опытом, который может оказаться полезным для других преподавателей и позволит повысить педагогическое мастерство.
Участниками образовательного интенсива стали шестьдесят преподавателей ВГУЭС. На итоговом модуле перед педагогами стояла задача – подготовить сценарный план занятия, используя изученные технологии и методы, и, конечно, – контрольная защита проекта.
Старший преподаватель кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения Екатерина Данилина:
– Основное, что услышала на курсах, уже применяю на своих занятиях. Использую технологию «перевёрнутый класс», присутствует мобильное обучение, проектное обучение, игры, вроде «снежного кома». Использую сервисы Google, создаю задания в форме веб-квестов, использую QR-коды на занятиях. То есть, курсы были интересны, но большинство уже известно.
Доцент кафедры математики и моделирования Александр Гресько:
– Мне понравились занятия по активным формам обучения студентов. Я преподаю дисциплину «Теория принятия решений». Планирую использовать методы фасилитации, например, в такой теме, как «Задача принятия решений в условиях риска». На занятиях студенты разбиваются на команды. Каждой из них предложено выбрать одно или несколько предложенных схем дерева решений, разных по сложности. От сложности схемы зависит максимально возможное количество баллов. Каждая команда при помощи метода мозгового штурма придумывает условия задачи, которые соответствуют выбранной схеме, делает выводы и рекомендации по выбору того или иного решения. Вторая идея касается другой темы «Задача принятия решений в условиях конфликта». Там мы разбираем теорию игр, на практике я собираюсь проводить деловую игру.
Доцент кафедры информационных технологий Ольга Горошко:
– Хочется сказать большое спасибо коллегам – спикерам ВГУЭС – доцентам кафедры философии и юридической психологии Ирине Черемискиной, Наталье Виничук и Виктории Дудко за материал и его подачу в очень комфортной атмосфере. Было очень полезно и интересно. К сожалению, всех приглашенных спикеров не удалось послушать, при этом предоставленные для ознакомления презентации и статьи заслуживают внимания. Один из образовательных модулей, с которым нас познакомили, был по работе с сервисами Google. Этот материал представлял для меня наибольший интерес. Сервисы общедоступны, понятны, удобны в использовании. Давно с ними работаю, использую – и в образовательной деятельности, и при решении личных вопросов. При этом мои ожидания нового оправдались, познакомилась с инструментами, которые позволяют работать быстро и эффективно с большой аудиторией, когда студентов более 100 человек. Очень заинтересовала работа с тренингами. Сразу с коллегами по кафедре увидели материал для работы в проектной деятельности. Многие техники оказались знакомы, применяем их в работе, но скорее на интуитивном уровне, чем осознавая. Сейчас получили подтверждение того, что все делаем правильно.