Два дня во ВГУЭС проходила международная научная конференция «Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы», где выступили не только ведущие ученые-психологи и практикующие психотерапевты Новосибирска, Читы, Омска, Комсомольска-на-Амуре, Минска, Казани, Москвы, но и мировой ученый в области экзистенциальной психологии и психотерапии, основатель Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа, доктор философии и медицины, профессор психотерапии НИУ ВШЭ Альфрид Лэнгле.
Результаты своих научных исследований на конференции представили и молодые исследователи ВГУЭС: научный сотрудник лаборатории Педагогики и психологии профессионального развития личности, ассистент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС Варвара Малахова и ассистент кафедры философии и юридической психологии Владимир Шибаев.
Варвара Малахова выступила с докладом в рамках реализации гранта РФФИ на тему «Механизмы самораскрытия способностей подростков как фактор академической успешности». В исследовании молодой ученой рассматривались элементы, которые вошли в состав механизма самораскрытия способностей, центральным из которых является Я-концепция.
— В результате самораскрытия способностей в Я-концепцию включается осознание способностей личностью, но этому предшествует взаимосвязь таких элементов, как рефлексия, метакогнитивные качества, экзистенциальная исполненность, академическая успеваемость как результат академической учебной деятельности и внутренние и внешние факторы самораскрытия способностей. Важно отметить, что факторами раскрытия способностей являются представления родителей, учителей и друзей о способностях подростка и то, как подросток эту информацию воспринимает, анализирует и включает в Я-концепцию. Еще важный фактор — собственные представления о способностях, — отметила Варвара Малахова.
Владимир Шибаев много лет занимается исследованием интеллекта, в актуальном научном докладе молодой ученый показал, как феномен самораскрытия способностей представлен в зарубежной психологии.
— Термин «самораскрытие», предложенный профессором Валентиной Станиславовной Чернявской, является пока только российским. Самораскрытие способностей как отдельный элемент в зарубежных источниках пока не выделяется и говорится о раскрытии способностей в целом, — рассказал Владимир Шибаев.
Молодой ученый отметил, что исследование способностей — одна из старейших тем в мировой психологии, начиная с трудов английского антрополога и психолога Френсиса Гальтона (1822 – 1911) о наследовании таланта. На сегодняшний день существуют две пересекающихся парадигмы исследования способностей: энвайронменталистская (или средовая), которая говорит, что способности прививаются извне и для их раскрытия необходима определенная среда, раскрытие способностей связано со структурой общества и его благосостоянием. Согласно второй парадигме, считается, что раскрытие способностей предопределено генетическими свойствами, ген «ищет» среду в которой может развиться.
—Если в рамках первого подхода индивиду отводится роль губки, впитывающей среду, но не являющейся активным агентом. То второй подход на первый план выводит проактивность личности, ее личностный поиск, который может изменять среду и формировать ее сам, — подчеркнул молодой исследователь.